Реконструкция динамики нефтяного разлива под влиянием гидрометеорологических факторов, выполненная на российской гидродинамической модели SPILLMOD, довольно адекватно, как показало сравнение с данными авиаразведки, описала сложившуюся ситуацию с загрязнением Керченского пролива после катастрофы.
В первые сутки после катастрофы под влиянием штормового юго-западного ветра пятна мазута из носа и кормы танкера «Волгонефть-139» «накрыли» косу Тузла и через Павловскую узость и Тузлинскую промоину дрейфовали по проливу в сторону Азовского моря, не касаясь крымского побережья. Через сутки разлив достиг косы Чушка, а 13 ноября развернувшимся на северо-запад ветром пятно мазута было выброшено на азовский берег Тамани.
Согласно модельным расчётам, в течение четырёх суток после катастрофы в зоне мазутного пятна находилась значительная часть акватории пролива и азовского предпроливья. По некоторым наиболее пессимистичным прогнозам, возможно резкое ухудшение экологической ситуации летом, после прогрева и всплытия мазута в Керченском проливе. Насколько реальна такая угроза с учётом свойств мазута и гидрологических характеристик вод Керченского пролива?
Мазут — жидкий продукт, остающийся после выделения из нефти (при температурах 350—360°С) легких фракций. Он представляет собой смесь углеводородов с молекулярной массой от 400 до 1000 г/моль, нефтяных смол с молекулярной массой 500—3000 г/моль и более, асфальтенов, карбенов, карбоидов, органических соединений, содержащих металлы.
По плотности мазут подразделяют на четыре категории: М-100/1015, М-100/1010, М-100/1000 и М-100/985. Цифры в знаменателе указывают плотность мазута (кг/м3) при температуре 20°С. Если танкер «Волгонефть-139» перевозил мазут марки М-100/1015, то при реальных колебаниях температуры и солёности воды в Керченском проливе (1 —25°С и 11—18,4 %о) такой мазут тяжелее воды и с повышением температуры всплыть не может, так как прогрев воды и мазута идёт синхронно. Всплытие такого мазута возможно только в нереальной для природы ситуации — если он прогреется до 22—25°С, а температура воды при этом останется в пределах 0—7°С.
В случае если в танках разломившегося танкера был мазут марки М-100/1000 или М-100/985, то после аварии все нефтепродукты должны были всплыть на поверхность и тогда действительно почти весь разлив (1600 т) мог оказаться после шторма на пляжах пролива, так как даже при температурах около 0°С такой мазут легче воды. Если же в танках был мазут марки М-100/1010, то в процессе прогрева воды его всплытие возможно в диапазоне солёностей > 15—20 %о (при черноморском потоке). При солёности 15 %о плавучесть такого мазута нейтральная, а при солёностях < 15 %о он оказывается тяжелее воды пролива.
В последнем случае судьбу мазута, оставшегося на дне пролива, можно попытаться предсказать, исходя из оценок преобладающих направлений и скоростей течений в весенне-летние месяцы.
После строительства Тузлинской дамбы в 2003 году в системе циркуляции вод Керченского пролива произошли существенные изменения. Так, при северных и северо-восточных ветрах скорость азовских течений вдоль крымского побережья пролива значительно возросла. Препятствие в виде дамбы теперь не позволяет потоку из Азовского моря распределяться равномерно по акватории пролива. В результате за три года (2004—2007) на значительной части его побережья южнее Керчи до мыса Такиль смыты песчаные пляжи на 10—20 м в глубь материка и активизировались осыпи, связанные с подмывом берегов. При южных ветрах в Таманском заливе интенсивность и направление циркуляции воды изменились. Там начали оседать взвешенные в воде частицы, началось заиление залива. Недостроенная дамба оказалась также препятствием для черноморских вод. Поэтому при южных ветрах вдоль таманского побережья возникают противотечение на юг и локальный антициклонический круговорот в южной части пролива с черноморской стороны дамбы. Именно это обстоятельство могло стать причиной распространения пятна мазута после перелома танкера «Волгонефть-139» на юг к побережью Тамани, в район мыса Панагия, отмеченного авиаразведкой 14 ноября.
Мазут довольно продолжительное время может оставаться в морской воде без существенной трансформации. Смолообразные комки — нефтяные агрегаты размером от 1 мм до 50 см — «живут» во внутренних морях от месяца до года, а в открытом океане — до нескольких лет.
Если такие нефтяные агрегаты всплывут в открытой части акватории Керченского пролива между косой Чушка, островом Тузла и крымским побережьем, то их в течение суток вынесет из пролива (учитывая высокие скорости течений — до 3 км/ч). Вероятность выброса агрегатов на побережье после южных штормов, несущих солёную воду (более 15%), наиболее высока вдоль береговой линии косы Чушка, пос. Капканы, Опасное, Жуковка, Керченской бухты.
Интенсивность водообмена Таманского залива с открытыми акваториями пролива после строительства Тузлинской дамбы снизилась, а следовательно, возросла вероятность продолжительного сохранения здесь нефтяных агрегатов. Естественным путём, без применения технических средств, залив от них, скорее всего, не освободится.
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБИТАТЕЛЕЙ МОРЯ
Максимальный урон катастрофа 11 ноября 2007 года могла нанести водорослям и донным морским организмам, обитающим вдоль побережья косы Чушка и в зоне фарватера в открытой части пролива между косой и крымским побережьем (зоостера, цирастодерма, мидии, митилястра, сообщества нереиса, усоногих рачков). Именно над этими районами располагалось пятно мазута в течение четырёх дней после аварии танкера «Волгонефть-139».
Рачки и другие мелкие животные — основная пища донных промысловых рыб пролива, поэтому нефтяное загрязнение дна в указанных районах, вероятно, отразится на популяции бычка, который в марте—апреле подходит к берегу для нереста. Гибель кормовой базы негативно скажется и на рыбе другого донного вида — кефали, которая проходит через пролив в середине марта, направляясь в Азовское море для нагула. Нефтяное загрязнение дна Керченского пролива повлияет также на нерест камбалы-глоссы в январе—марте, помешает нагулу мелкой ставриды и камбалы-калкана, которые заходят сюда из Чёрного моря в августе—октябре. В то же время вряд ли следует ожидать каких-либо серьёзных последствий катастрофы для популяций фито-и зоопланктона, обитающих в толще вод, а также для промысловых пелагических рыб, так как их взрослые особи долго в проливе не задерживаются, а ранние стадии их развития протекают вне зоны пролива.
Сейчас на украинском побережье пляжи острова Тузла, Аршинцевской косы и бухты мыса Белый (территория, принадлежащая Керченскому историко-археологическому музею) от мазута очищены. В марте 2008 года силами МЧС Украины в Керчи начато водолазное обследование побережья Аршинцевской косы. В результате первых погружений в исследуемом районе мазута на дне не обнаружено. Более точный прогноз возможного нефтяного загрязнения Керченского пролива остатками мазута можно будет дать после обследования дна в других районах пролива, оказавшихся в зоне нефтяного разлива как с украинской, так и с российской стороны.