№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

О ЧЁМ МОГУТ РАССКАЗАТЬ ДЕРЕВЬЯ У ДОРОГИ

Кандидат технических наук М. РАДКЕВИЧ (г. Ташкент).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Условие задачи следующее.

Известно: можжевеловые деревья, растущие в одном из южных городов вдоль проезжей части улицы, повреждены выхлопными газами автомобилей.

Требуется узнать: как располагается «плоскость среза» n-n дерева (зона дерева, пострадавшая от выхлопных газов) по отношению к движущемуся автомобилю. Варианты ответов приведены на рисунке.

Большинство опрошенных «навскидку» выбирали ответы в или г. Однако эти ответы неверны. Правильным оказался ответ д. Угол α составляет 20—30о.

Попробуем объяснить происходящие явления. При движении автомобиля воздух обтекает его; струя воздуха срывается по задней кромке крыши, и таким образом позади автомобиля образуется разрежение, куда устремляются потоки воздуха со всех сторон. Поскольку автомобиль движется, область разрежения движется вслед за ним. Затянутая в эту область масса воздуха с заключёнными в ней выхлопными газами также устремляется вслед за автомобилем и ударяется о встречные предметы, в том числе о деревья, находящиеся у кромки проезжей части дороги.

Описанное выше явление отмечено на одной из улиц Ташкента. Ширина улицы 20 м, интенсивность движения — около 1000 автомобилей в час. Деревья высажены на расстоянии 1,2—1,5 м от кромки проезжей части. Однотипно повреждены все 130 деревьев, растущих по обеим сторонам улицы на участке дороги между двумя светофорами (около 550 м).

Как можно использовать полученную от деревьев информацию?

Стремительные темпы автомобилизации приводят к загазованности городских магистралей, а следовательно, и всей атмосферы города. Зелёные насаждения перестают справляться с возложенной на них задачей фильтрации и детоксикации воздуха. В связи с этим возникает проблема искусственной очистки воздуха в местах сильной загазованности.

Конечно, перед тем как приступить к созданию таких устройств, необходимо более подробно изучить воздушные течения вдоль магистралей. Приведённые выше наблюдения показывают направление и форму компактных струй загазованного воздуха и могут сузить круг поисков и исследований.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее