ОБЕЗЬЯНЫ УМНЕЕ ЛЮДЕЙ?

В материалах рубрики использованы статьи и заметки следующих изданий: «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft» (Германия), «American Scientist», «Scientific American» и «Scientific American Mind» (США), «Ça m’interesse», «Ciel et Espace», «Journal du CRNS», «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Некоторые участники опытов, доказавших, что обезьяны бывают умнее человека.

Как показали японские биологи из Института исследования приматов в Киото, зрительная память у молодых шимпанзе лучше, чем у человека.

Трём взрослым самкам шимпанзе, трём пятилетним обезьянкам и 12 студентам быстро предъявляли знаки на экране компьютера. Через 650, 430 или 210 миллисекунд знак исчезал, а испытуемые должны были ткнуть пальцем в то место, где только что был тот или иной знак. Даже при самом коротком времени предъявления знака малютки шимпанзе показали лучшие результаты, чем студенты. Взрослые обезьяны запоминали место появления знака с тем же успехом, как люди, или несколько хуже.

А немецкие исследователи из Лейпцигского института эволюционной антропологии утверждают, что человекообразные обезьяны могут в эксперименте превосходить человека по быстроте понимания причинно-следственных связей и по способностям к планированию.

Для опытов взяли 105 детей в возрасте двух лет (считается, что по умственному развитию они соответствуют взрослым обезьянам), 106 шимпанзе и 32 орангутана. С детьми и обезьянами «играли в напёрстки»: под одной из нескольких перевёрнутых чашек прятали какой-то лакомый кусочек и двигали чашки по столу, запутывая наблюдателей. В этой игре шимпанзе показали себя лучше детей.

И в другом опыте обезьяны оказались смекалистее. Им и детям предлагали банан, помещённый так, что до него нельзя было дотянуться, но притом давали достаточно длинную палку. Дети начинали с этой палкой играть, стучать ею, а шимпанзе прямо переходили к делу и палкой доставали банан. Правда, если экспериментатор показывал пример, как надо действовать, дети понимали его гораздо лучше обезьян, которые предпочитали не учиться, а самостоятельно находить решение. А в «игре с напёрстками», когда экспериментатор прямо указывал пальцем на чашку, под которой было спрятано лакомство, дети понимали этот жест гораздо лучше обезьян.

Немецкие биологи сделали вывод, что в развитии человека огромную роль играют социальные связи, обучение путём подражания. Руководитель опытов Михаэль Томазелло говорит, что человек, с рождения изолированный от людей, навсегда останется в лучшем случае на уровне шимпанзе.