Общепризнанно: инновации - основа технического прогресса. А вот вопрос, кто заинтересован в инновациях, однозначного ответа пока не имеет. Существует мнение, что из инновации выгоду извлекают ученые. Если раскрыть подобную точку зрения, то получится примерно такая картина: в тесной лаборатории, заставленной приборами, ученый совершает открытие или делает изобретение. Далее лаборатория превращается в малое предприятие, потом в большое и в очень большое. В качестве примера сторонники этой концепции ссылаются на карьеру Билла Гейтса. Однако ни Гейтса, ни других хозяев компаний, работающих в области высоких технологий, никак нельзя отнести к разряду ученых. Скорее, они талантливые бизнесмены, находящиеся к тому же в благоприятной для инноваций среде.
Ближе к истине утверждение, что основной инициатор, заказчик и потребитель инноваций - средняя и крупная промышленность. Однако, если принять такой подход, ситуация также далека от идиллии. На самом деле промышленные компании внедряют инновации не по горячему желанию, а лишь по крайней необходимости.
Заставить пойти на риск и затраты может, во-первых, конкуренция, а во-вторых, повышение государством стандартов качества продукции и экологии производства.
Чтобы в России производство повернулось лицом к инновациям, нужно сделать рынок как можно более открытым, чему, возможно, будет способствовать вступление в ВТО. Те отрасли российской промышленности, где уже сейчас высока конкуренция, широко внедряют новые технологии, правда, в основном иностранные.
Отечественная наука оказалась невостребованной потому, что развитие инновационной структуры в России пошло по самому трудному и рискованному пути. На Западе он называется technology push, то есть "проталкивание технологии". Направление этого пути: от фундаментальных исследований - к рынку. Данный подход не оптимален. Ныне у коммерческих посредников между наукой и промышленностью скапливаются перспективные проекты и ждут появления когда-нибудь случайного инвестора.
В мире хорошо известно и широко применяется альтернативное построение инновационной инфраструктуры: market pull, то есть "рыночный буксир". В этом случае начальное звено - это рынок. Инициатива исходит от заказчика, который знает, какая технология ему нужна для достижения успеха. Посреднические структуры (центры коммерциализации) ориентируются не на научный профиль того или иного института, а на сегменты рынка: на топливно-энергетический комплекс, металлургию, пищевую промышленность и др.
Отраслевые центры коммерциализации, имеющие связи с заказчиком, обладающие возможностями финансового маневра, смогут организовать разработку новых технологий, используя научный потенциал российских исследовательских институтов , на основании реальных требований рынка. Они же будут способствовать повышению инновационной составляющей в экспорте, поскольку отдельным научным учреждениям не под силу выходить на внешний рынок, продвигая одну, в лучшем случае несколько своих разработок.