На северо-востоке Китая, в провинции Ляонинь, бушует настоящая золотая лихорадка. Только ищут здесь не золото, а кости динозавров. Местные крестьяне роют тысячи глубоких ям в надежде наткнуться на останки ящеров и выгодно продать их палеонтологам.
Вопрос о том, кому принадлежат древние окаменелости, встречающиеся в земле, актуален для всех стран, и все решают его по-разному. Например, в Италии такие находки принадлежат государству. В США всё зависит от того, в какой земле найдена окаменелость — в государственной или частной. Но масштаб китайской проблемы уникален. В юрском периоде на месте этих земель были огромные тёплые болота и неглубокие озёра и тут охотно жили ящеры, в том числе недавно открытые здесь и очень ценные для науки пернатые динозавры, представляющие собой переходную ступень к птицам. И ещё важен тот факт, что в стране десятки миллионов крестьян видят фантастический рост уровня жизни горожан, в то время как сами вынуждены перебиваться с риса на воду. И вдруг оказывается, что достаточно копнуть землю в удачном месте — и тебе повезёт.
Законы Китая в отношении окаменелостей до недавних пор были неопределённы и нечётки, что позволило создать свое-
образный свободный рынок динозавров. Крестьяне роют землю, разбивают слои пород, находят окаменелости, причём самым удачливым удаётся обеспечить себя и своих детей до конца жизни. Найденное они продают государственным палеонтологическим учреждениям. Палеонтологи тоже довольны — их статьи о находках публикуются в самых престижных международных научных журналах и производят сенсации.
Наука очень многим обязана китайским крестьянам. Именно они нашли птиц в отложениях, где ранее обнаруживали лишь рыб и беспозвоночных. Десятилетний ребёнок нашел первую в Китае ископаемую птицу, названную учёными синорнис. Крестьянин Ли Иньфань обнаружил маленького динозавра с перьями и чем-то вроде крыльев. Да почти любое из крупных палеонтологических открытий последних лет восходит к находкам китайских крестьян.
Но в этом ворохе открытий есть и отрицательная сторона. «Сельские палеонтологи» иногда изготавливают подделки, приклеивая части одной окаменелости к другой. Так появился «археораптор», недостающее звено между динозаврами и птицами, позже разоблачённое как подделка. Другие продают свои находки не учёным, а «чёрным дилерам», которые выгодно перепродают скупленное частным коллекционерам из США, Японии и Европы. Так, древняя птица конфуциусорнис попала из Китая на мировой рынок в тысячах экземпляров, прежде чем её получили палеонтологи. Вывезены тысячи яиц динозавров. Палеонтологи всего мира обеспокоены тем, что неизученные уникальные экземпляры попадают не в институты, а в частные коллекции, владельцы которых неспособны даже понять, в чём интерес купленной находки.
В 2007 году китайские власти приняли закон, делающий все ископаемые окаменелости собственностью государства. Как ни странно, палеонтологи опять недовольны. У них нет ни достаточной рабочей силы, ни финансов, ни времени для таких масштабных раскопок, какими занимаются тысячи простых китайцев, надеясь на крупную удачу. Раз у крестьян отпала такая надежда, они либо бросят поиски, либо будут отправлять всё найденное на чёрный рынок. Необходимо найти баланс, считают учёные, между интересами сельских жителей и палеонтологов. Если уникальные находки попадают в руки зарубежных частных коллекционеров — это плохо, но если из страны с разрешения государства вывезут экземпляр динозавра, тысячи образцов которого уже имеются в научных учреждениях и хорошо изучены, то почему бы не предоставить крестьянину возможность немного улучшить свою жизнь и дать детям образование?