№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО ТАТАРИИ

Д. ДОРОФЕЕВА, геолог, ветеран труда (г. Лениногорск, Татарстан)

Наука и жизнь // Иллюстрации
Монумент нефтяникам Татарстана, сооружённый в городе Альметьевске в честь добычи трёхмиллиардной тонны нефти. Фото president.tatar.ru

В августе 2007 года Татарстан отметил добычу трёхмиллиардной тонны нефти. Цифра впечатляющая. А как всё начиналось, когда и как была пробурена первая скважина в Татарстане?

Перед началом Великой Отечественной войны, 6 июня 1941 года, недалеко от районного центра Ново-Шугурово (ныне — Лениногорский район) была заложена первая разведочная скважина — № 1 Ш. Бурилась она более двух лет в тяжёлое военное время. Для того чтобы пробурить скважину, нужны: цемент, бурильные трубы, долото, глинистый раствор, буровая вышка, насосы, транспорт и многое другое, а главное — профессиональные кадры. И того и другого не хватало или просто не было. Ближайшая железнодорожная станция Клявлино находилась в 26 км, про асфальтовые дороги вообще не слышали. Был и риск — а вдруг скважина окажется «сухой», то есть без нефти, и такие затраты! Работали всего два специалиста — геолог Шугуровской нефтеразведки Татарского геолого-разведочного треста С. П. Егоров и буровой мастер из Грозного Г. Х. Хамудуллин — да безграмотные женщины-крестьянки из ближайших деревень.

Перелистываю буровой журнал, пожелтевшие от времени страницы «амбарной книги». Чётким, аккуратным почерком геологом сделаны записи о всех осложнениях, зонах поглощений глинистого раствора при бурении первой скважины, описан шлам, выходивший с глинистым раствором. Из записи видно, что бурение скважины шло с большими осложнениями. Поглощение глинистого раствора было в девяти случаях. Бурение часто останавливалось из-за отсутствия горючего. Наконец, 9 сентября 1943 года скважина № 1 Ш введена в эксплуатацию фонтанным способом, с дебитом 15 т/сут безводной нефти.

Эта скважина уникальна. Она работает по сей день, поставляя 3,2 т нефти в сутки при обводнённости 40%. За 65 лет эксплуатации на ней проведён всего один капитальный ремонт — по изоляции нижнего обводнённого пласта. Скважина — пример качественного строительства, качественного цементажа эксплуатационной колонны и правильной эксплуатации. Это тяжёлый труд татарстанцев, которые отдавали все силы и знания, пожертвовав своим благополучием.

Со временем в Татарстане появились грамотные специалисты, такие как М. М. Иванова, Р. Х. Муслимов, В. Ф. Базиев, А. И. Куц, И. П. Васильев, И. А. Ткаченко. Мне посчастливилось работать с ними.

Кто и когда назвал нефть «чёрным золотом», мы не знаем и, наверное, не узнаем никогда. Никто и не опровергает это утверждение, хотя нефть совсем не чёрная, а коричневая. «Почернела» нефть от тяжёлого труда нефтяников. Это сейчас стали говорить в средствах массовой информации о несчастных случаях на шахтах, на промыслах. Раньше это всё утаивалось. А сколько их было!

У геологов-нефтяников труд ненормированный. Мозг работает все 24 часа в сутки. Я на пенсии 15 лет и всё ещё анализирую причины аварии, обводнения пластов, падения добычи и т.д. И пришла к выводу: при извлечении из недр Земли полезных ископаемых, будь то уголь или нефть, нужен строгий контроль со стороны геологических служб. А для этого необходимо повысить статус и геолога, и горно-технического надзора. Требуется постоянный контроль грамотных специалистов. Нельзя при добыче нефти нарушать баланс поддержания пластового давления. Давление надо сохранять, не увеличивая и не уменьшая, иначе последствия могут быть очень печальны.

По долгу службы мне пришлось побывать в Западной Сибири, в Лангепасе. И то, что я там увидела, меня поразило до глубины души. Сплошные нарушения технологии при подъёме цемента за эксплуатационной (обсадной) колонной. На моё замечание по этому поводу буровики сказали: «А что вы хотите? Этот цемент сбрасывают в болото, там он затвердевает, а потом его тракторами измельчают и закачивают в скважину для цементажа эксплуатационной колонны». О каком сцеплении, о какой герметичности можно говорить. У этого цемента все свойства потеряны. Но это же не только безхозяйственность, но и преступная халатность и безграмотность. Никаких денег не хватит у государства, если их сбрасывать в болото.

P.S. Журнал «Наука и жизнь» выписываю с 1958 года. Многие статьи использовала на практике. В частности, материалы о бурении сверхглубокой Кольской скважины оказались особенно ценными.

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее