АЛМАЗЫ ДИАГНОСТИРУЮТ БОЛЕЗНИ

Санкт-Петербургские учёные разработали новый метод диагностики болезней, вызванных опасными инфекциями. В его основе — необычные свойства ультрадисперсных алмазов (УДА). Ультрадисперсные алмазы получают методом взрыва (детонации) в специальных смесях взрывчатых веществ. Их средний размер 4—6 нм. Такие алмазные нанокристаллы, сформированные за очень короткое время (менее 10–6 с), обладают высокой реакционной активностью и аномально высокой способностью к адсорбции.

Кроме того, как показали предыдущие исследования, УДА нетоксичны, что делает их пригодными для использования в медицине в качестве биологически активного вещества. На это свойство обратили внимание учёные Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). Они предложили использовать наноалмазы при разработке медицинского диагностикума для выявления различных инфекционных болезней. Диагностикумы, применяемые при массовых обследованиях, должны быть дёшевы, узко специфичны, то есть «реагировать» только на искомый возбудитель болезни, и выдавать быстрый результат.

В основе разработанного диагностикума лежит агглютинация частиц — склеивание в комочки и выпадение в осадок из взвеси бактерий (или их антигенов) под воздействием антител. Маркеры-антигены предварительно закрепляются на наноразмерных носителях. Подбор носителя — ключевая задача при конструировании диагностикума. УДА были выбраны в качестве такого носителя, поскольку могут обеспечить прочную сорбцию частиц — специфических маркеров-антигенов на своей поверхности.

Одной из первых сконструированных тест-систем с использованием наноалмазных суспензий стал диагностикум для выявления сифилиса. При смешении на стекле микроколичеств комплекса УДА с антигеном возбудителя сифилиса и сыворотки крови больного происходит хорошо видимая глазом реакция агглютинации, которая длится в течение 15 минут.

Исследователи отмечают, что разработанный диагностикум обладает 95%-ной чувствительностью, абсолютной (100%) специфичностью и высокой стабильностью (до 30 суток).

В планах учёных Санкт-Петербургского технического университета — использование антиоксидантных свойств УДА для лечения заболеваний, механизм протекания которых включает образование свободных радикалов, таких как сердечно-сосудистые заболевания, рак, болезнь Альцгеймера. Проведённые эксперименты показали, что УДА значительно продлевают жизнь лабораторных животных, заражённых такими злокачественными опухолями, как карцинома и саркома, замедляют рост опухоли. Исследователи также обнаружили, что эффективность применения УДА заметно возрастает в случае их использования в комплексе с природными антиоксидантами. Например, эксперименты по применению УДА в смеси с определённым количеством экстракта гриба Cerena unicolor увеличивали продолжительность жизни лабораторных животных, заражённых карциномой, в 2 раза по сравнению с контрольной группой. Исследования продолжаются.