Малый музей — это рассказ о малой родине, той, что снится при долгой разлуке, это гордость за свой край. Поддужные колокольцы, синий лён, хлеб, соль, вода и даже водка имеют свои музеи. О многих из них мы узнаём, лишь случайно оказавшись поблизости. А между тем таких музеев по Руси не счесть. Есть музей и у пряника, быть которому, само собой разумеется, в городе Туле, ведь с этим лакомством туляки не расстаются вот уже несколько столетий: первое упоминание о прянике сохранилось в Писцовой книге за 1685 год. Музей так и называется — «Тульский пряник». Все знаменательные события в жизни человека издавна отмечали пряником. Его пекли на именины, к свадьбе. Свадебный пряник делали очень сдобным, поверхность украшали праздничными рисунками, а преподнося его молодожёнам, говорили: «Дарим пряник и желаем, чтобы ваша жизнь была такой же сладкой и красивой, как этот пряник».
Пряники пекли во многих домах, тщательно охраняя особенности рецепта от соседей.
Некоторые «авторы» прославились на весь мир. Особенно знамениты были братья Белолипецкие, выпекавшие пряник «Царский миндальный», медали за него они получали на ярмарках в Лейпциге, Париже, Лондоне. Императрица Мария Фёдоровна, потрясённая непревзойдённым вкусом этого пряника, подарила его изготовителям перстень с бриллиантами и рубином.
Представители древнейшего рода Щукиных, братья Константин и Николай, поставляли пряники за рубеж, в основном в Париж. Прославил Россию и тульский кондитер Пётр Иванович Козлов, удостоенный высоких наград на выставке в Риме в 1912 году. Вошёл в историю Василий Романович Гречихин, продававший свои пряники на ярмарке в Париже в 1900 году в домике-павильончике, изготовленном из пряников.
Наших современников снабжает пряниками кондитерская фабрика «Старая Тула». В своё время её хозяином был известный меценат Василий Евлампиевич Сериков. После революции кондитерские предприятия национализировали, владельцев арестовали. Бесценные рецепты были утрачены. Кондитерам с огромным трудом удалось восстановить старинные рецептуры и вернуть некоторые пряничные доски.
Рисунки для знаменитых печатных пряников и сейчас вырезают на берёзовых или грушевых досках (толщиной около 5 см), для которых используют лишь нижнюю часть огромного дерева — комель. В старину заготовки для досок сушили от 5 до 20 лет (сейчас 5—6 лет) в сараях специальной конструкции, со съёмными стенами, защищающими материалы от попадания прямых солнечных лучей. На готовую доску мастер-резчик наносит надписи и рисунки в зеркальном отражении. В музейной коллекции среди многочисленных пряников есть лакомства, изготовленные на пряничных досках XIX—XX веков. Встречаются надписи, выполненные с орфографическими ошибками: «гиройский», «ареховый» и др.
Со временем пряник стал своеобразным календарём памятных дат: пряники пекли в честь крейсера «Варяг» в 1904 году, к 200-летию Тульского оружейного завода в 1912 году, ко дню коронации последнего российского императора в 1896 году и ко многим другим памятным событиям. Современные кондитеры продолжают эту традицию.
Тула знаменита и почётными пудовыми пряниками. Первый такой огромный пряник, диаметром три метра, с изображением панорамы Санкт-Петербурга, испекли в 1778 году к 75-летию молодой российской столицы. В особо торжественных случаях выпекают почётные пряники и сейчас.
См. в номере на ту же тему