У грибов нет ни листьев, ни стеблей, ни корней, ни цветков. Лишённые хлорофилла, они не могут синтезировать органические вещества и питаются готовой органикой, содержащейся либо в мёртвых органических остатках (грибы-сапрофиты), либо в живых организмах (грибы-паразиты). Большую часть своей жизни грибы проводят под землёй, и, возможно, мы и не подозревали бы об их присутствии, если бы не одно обстоятельство: как все живые существа, подчиняясь непреложным законам природы, они должны воспроизводить себя. Именно с этой целью в определённое, им известное время, на поверхности земли появляются их плодовые тела, которые мы и называем грибами. Содержащиеся в них драгоценные споры служат для размножения и расселения грибов в окружающем мире.
Белый гриб
Как известно, самой ценной добычей грибника издревле считались белые грибы, а главным показателем удачи — их число в корзине. Их-то я и стал фотографировать в первую очередь.
Дух захватывает каждый раз, когда заметишь в траве буроватую шляпку белого гриба. Он — «царь» грибного царства, и никакой другой гриб не может претендовать на этот титул.
Век белых грибов, как и всех их шляпочных собратьев, очень короток, всего пять — семь, максимум десять дней. В лесах на склонах Альп и Юры эти грибы попадаются не так уж часто. Бываешь доволен, если посчастливилось найти десятка два, ну а если больше, то это уже — особая удача.
Осиновики
Во второй половине сентября в окрестностях Женевы начинают появляться в изобилии, пожалуй, самые красивые из местных грибов — осиновики. Особенно хороши молодые осиновики высотой сантиметров десять—двенадцать. Я зову их солдатиками: стоят вытянувшись, как часовые на посту, в белоснежных мундирах и ярко-красных, бархатистых беретах. Увидишь такого карапуза, выглядывающего из травы, потянешься за ним, а чуть поодаль ещё один «мальчик с пальчик», а то и несколько. Позже начинают попадаться осиновики, у которых ножки не снежно-белые, а покрыты мелкими красноватыми чешуйками, а шляпки имеют более тёмную, коричневато-красную окраску. Растут эти красавцы обычно весь октябрь, встречаются даже в первую неделю ноября и никогда не бывают червивыми.
Опята
Как известно, большинство шляпочных грибов «привязано» к конкретным древесным породам и без дерева-«хозяина» существовать не могут. Но есть среди них гриб, который не только не «дружит» с деревьями в лесу, но безжалостно убивает их. Этот маленький агрессор, любимый всеми российскими грибниками осенний опёнок, плотной желтовато-бурой порослью одевает каждую осень пни и поваленные деревья.
В отличие от других высших грибов, опёнок может размножаться не только спорами, но и вегетативным путём с помощью ризоморфов — длинных, похожих на корни растений, тяжей, состоящих из параллельно идущих, частично сросшихся грибных нитей. Похожие на тонкие шнуры длиной в десятки метров, ризоморфы пронизывают лесную почву и, натыкаясь на корни живых деревьев, проникают в них и образуют внутри ствола грибницу, которая перекрывает поступление питательных веществ к кроне и приводит к гибели дерева.
Осенний опёнок может разрастаться до совершенно фантастических размеров, вызывая гибель деревьев на значительных площадях. В течение многих лет не могли понять, почему на одном из участков национального парка (Malheur National Forest) в штате Орегон, в США, болеют и гибнут деревья. Оказалось, что виновником является «медовый гриб» (Honey mushroom), так зовут опёнка в США и Канаде. В 2000 году на основе анализа ДНК образцов грибницы из разных мест поражённого леса было доказано, что это один и тот же гриб, произрастающий на территории в девять квадратных километров. По средней скорости разрастания грибницы определили: возраст этого самого большого живого организма на планете, общая масса которого оценивается в 600 тонн, составляет примерно 2400 лет. Как стало известно несколько позже, в штате Вашингтон на крайнем северо-западе США растёт ещё один опёнок-гигант, охвативший своей грибницей площадь в шесть квадратных километров. А «чемпионом Европы» является опёнок, обнаруженный в национальном парке в кантоне Граубюнден на востоке Швейцарии, неподалёку от перевала Офенпас. Однако по размерам (800 на 500 метров) и предполагаемому возрасту в 1000 лет он намного уступает своим заокеанским собратьям.
Кесарев гриб
Всем грибникам известно, что самыми опасными, смертельно ядовитыми грибами являются бледная, зеленоватая и белая поганки. Все они принадлежат к семейству аманитовых. Их ближайшими родственниками, принадлежащими к тому же семейству, считаются различные мухоморы, которые также особыми симпатиями у любителей грибов не пользуются. Но есть среди этой зловещей компании и исключение — кесарев гриб, который, по свидетельству историков, был желанным лакомством римских цезарей в античные времена. Он и в наши дни считается одним из самых деликатесных грибов, при этом очень красивым. У него гладкая, выпуклая шляпка приятного оранжево-красного цвета и не менее яркая золотис-тая ножка с характерным для всех представителей семейства аманитовых клубнеобразным утолщением в основании. Пластинки на нижней стороне шляпки яркого жёлтого цвета, а вокруг ножки под самой шляпкой обвивается тонкая золотистая оборочка (на территории бывшего СССР кесарев гриб растёт в Закавказье и в Средней Азии).
В предгорьях Юры кесарев гриб редок. За все годы встретился он мне только один раз на лесной опушке среди старых дубов. Издали я принял его за мухомор, но, подойдя ближе, понял, что ошибся. Ругая себя за то, что отправился в лес без фотоаппарата, я тщательно отметил место и помчался домой за камерой. Обратно вернулся минут через сорок. Все мои ориентиры стояли на месте, но гриб исчез. Так и не удалось его сфотографировать...
Чёрный бриллиант Перигора
Так на юго-западе Франции называют чёрные трюфели — грибы таинственные и весьма необычные как по своему виду, так и по способу размножения. В Средние века верили, что они родятся во время грозы от удара молнии в тёплую, прогретую солнцем лесную землю, смоченную дождём. В отличие от шляпочных грибов, трюфели вызревают под землёй, а в качестве разносчиков спор «научились» в процессе эволюции использовать различных лесных обитателей: ежей, белок, косуль, кабанов, приманивая их своим сильным, своеобразным запахом. Привлечённые ароматом грибов, четвероногие гурманы выкапывают и поедают их. При этом споры трюфелей проходят через пищеварительный тракт добровольных распространителей неповреждёнными и разбрасываются по лесу с помётом животных.
В трюфелевом царстве господствуют два гриба: белый итальянский трюфель Пьемонта и чёрный французский трюфель Перигора. Внешне они весьма неказисты и похожи на небольшие клубни картофеля тёмно-коричневого цвета, обычно размером с грецкий орех или вишню. Трюфели размером с яблоко — большая редкость, хотя находят и более крупные экземпляры. Плотная кожица трюфелей покрыта тесно прижатыми друг к другу пупырышками призматической или пирамидальной формы. Споры находятся в ячейках внутри клубня. Внутренняя спороносная ткань (светло-жёлтая у белых трюфелей и чёрная у чёрных) имеет на разрезе характерный «мраморный» рисунок из светлых и тёмных разветвлённых прожилок.
Трюфели — самые дорогие грибы в мире, и цена на них непрерывно растёт. Килограмм «рядовых» трюфелей во Франции стоит в настоящее время в среднем 1—3 тысячи евро. Особо крупные экземпляры продают на аукционах и регистрируют в Книге рекордов Гиннесса. Рекордный белый трюфель весом в 1310 граммов был найден в 1999 году в Хорватии, а самый большой чёрный трюфель весом в 2,5 килограмма — в Италии. В 2004 году итальянский белый трюфель весом 900 граммов был куплен одним лондонским ресторатором за 40 тысяч евро, а в 2007 году белый трюфель весом 1,2 кг был продан на благотворительном аукционе в Италии анонимному покупателю из Гонконга по рекордно высокой цене — 95 тысяч евро.
Главные условия для произрастания трюфелей — тёп-лый климат и наличие дубовых и буковых лесов. Растут они во многих странах Европы, в том числе и в средней полосе России, в Северной Африке, Китае, США и в других странах. Крупнейшие поставщики трюфелей на мировой рынок — Новая Зеландия и Китай.
Заморский гость
В первой половине сентября в лесах Франции, Швейцарии и Германии появляется совершенно необычный по форме гриб, напоминающий морскую звезду, неведомым образом очутившуюся на суше и раскинувшую свои пурпурные, испещрённые зловещими черными бородавками мясистые лучи среди травы или жухлых листьев. О приближении к этому грибу узнаёшь заранее, даже не видя его, по исходящему от него жуткому зловонию.
Родина удивительного гриба — далёкая Австралия. В Европе он впервые появился в 20-х годах прошлого века. Полагают, что споры этого гриба были либо занесены австралийскими солдатами, участвовавшими в годы Первой мировой войны в военных действиях на территории Франции, либо завезены с овечьей шерстью, импортировавшейся из Австралии. Как бы то ни было, пришелец прекрасно прижился на своей новой родине и постепенно, преодолевая национальные границы, продвигается всё дальше и дальше на восток. Не знаю, добрался ли он уже до границ России, но русское название у него есть, причём весьма благозвучное — цветохвостник Арчера (Anthurus archeri).
Вороночники и рогатики
Примерно в то же время, что и цветохвостники, вылезают из земли довольно мрачные по виду грибы с подобающим их внешнему виду названием «Тrompette des morts», которое на русский язык иначе как «труба мертвецов» не переведёшь. Однако, вопреки своему невзрачному облику и жутковатому имени, они обладают отменным вкусом и приятным ароматом, а потому пользуются большой популярностью у местных грибников. Употребляют их в пищу в основном в сушёном виде для приготовления различных соусов и приправ.
Справедливости ради нужно сказать, что у этих грибов есть и другое, не связанное с потусторонним миром название, вошедшее, как и первое, во многие грибные справочники, а именно — «рога изобилия» (Corne d’abondance).
Русское название гриба — «вороночник рожковидный», что удивительно точно отвечает внешнему виду. Близкий родственник лисичек, этот гриб напоминает миниатюрную, выкрашенную в тёмно-серый или чёрный цвет граммофонную трубу высотой не более десяти сантиметров. Однако в отличие от мясистой, упругой лисички вороночники совершенно бесплотны и представляют собой полую, тонкостенную, расширяющуюся кверху кожистую воронку толщиной чуть больше обёрточной бумаги. Растут они как в лиственных, так и в хвойных лесах, иногда очень обильно, но встречаются не каждый год.
Интересно отметить, что вороночники — не единственные носители необычных названий. В лесах в окрестностях Женевы можно встретиться с «иудиным ухом», «бычьим языком», «бараньей ногой», «кошачьим» и «кроличьим ушком», «козлиной бородой» и другой грибной экзотикой.
Ещё один любопытный гриб из «портретной галереи» — пестиковидный рогатик. Справочники по грибам относят его к группе рогатиков, хотя рогов-то у него как раз и не видно. Молодой гриб имеет вид жёлтого, гладкого на ощупь цилиндрика, вертикально торчащего из лесной почвы. По мере созревания вершинная часть его утолщается и он приобретает форму пестика высотой в 15—20 и диаметром 4—6 сантиметров в верхней части. Ни дать ни взять — дубинка для лесного гнома. Говорят, что в самом молодом возрасте эти грибы съедобны и в маринованном виде даже напоминают корнишоны, но они очень быстро становятся горькими и непригодными в пищу.