ГРИБНЫЕ ПОРТРЕТЫ (Заметки фотолюбителя-грибника)

Кандидат технических наук С. МОЙНОВ.

Фотографировать грибы я начал несколько лет назад. Очень уж хотелось «остановить мгновение» и через несколько недель, а то и месяцев, перебирая фотографии, восстановить в памяти картину расцвеченного яркими красками осеннего леса и снова пережить радость от находки какого-нибудь необычного гриба. К моему удивлению, дело это оказалось не таким уж и простым. Казалось бы, ну что в этом трудного? Нашёл гриб, и снимай его спокойно: стоит он неподвижно, можно подойти к нему с любого бока, убрать лишние веточки и травинки, можно даже подсветить его карманным фонариком или зеркальцем. Вроде всё делаешь как надо, а снимок совсем и не радует — не смотрится гриб, выглядит каким-то неживым, затерявшимся на фоне травы и опавших листьев, и удивляешься, чем он там, в лесу, тебе понравился? Но понемногу накапливался опыт, и коллекция грибных «портретов», которые представлялись более или менее удачными, стала постепенно расти, так же как и интерес к самим грибам, удивительным и загадочным созданиям природы. В лесах в окрестностях Женевы, в которой мне довелось жить и работать, насчитывается более четырёхсот видов грибов. Их внешние формы и окраска крайне разнообразны. И разнообразие это не является простым проявлением фантазии матушки-природы. Оно сложилось в ходе эволюции с тем, чтобы обеспечить каждому виду наилучшие возможности для продолжения рода.

Его грибное величество — белый гриб (слева).
Молодой осиновик в осеннем лесу.
Опёнок осенний. Единственный гриб, который не ищут, а собирают, как лесные ягоды.
Вороночник рожковидный — название гриба удивительно точно отвечает его внешнему виду.
Рогатик гроздевидный не спутаешь ни с какими другими рогатиками.
Золотистый рогатик — прямо коралловый куст, выросший в лесу.
Трутовик пёстрый. В Западной Европе гриб поэтично называют «седлом дриады» — крупные экземпляры часто имеют седловидную форму.
Чёрный трюфель. На фото он кажется большим, на самом деле не больше грецкого ореха.
Пестиковидный рогатик. Чем не дубинка для лесного гнома?
Цветохвостник Арчера. Гриб совершенно необычен по своей форме — напоминает морскую звезду.

У грибов нет ни листьев, ни стеблей, ни корней, ни цветков. Лишённые хлорофилла, они не могут синтезировать органические вещества и питаются готовой органикой, содержащейся либо в мёртвых органических остатках (грибы-сапрофиты), либо в живых организмах (грибы-паразиты). Большую часть своей жизни грибы проводят под землёй, и, возможно, мы и не подозревали бы об их присутствии, если бы не одно обстоятельство: как все живые существа, подчиняясь непреложным законам природы, они должны воспроизводить себя. Именно с этой целью в определённое, им известное время, на поверхности земли появляются их плодовые тела, которые мы и называем грибами. Содержащиеся в них драгоценные споры служат для размножения и расселения грибов в окружающем мире.

Белый гриб

Как известно, самой ценной добычей грибника издревле считались белые грибы, а главным показателем удачи — их число в корзине. Их-то я и стал фотографировать в первую очередь.

Дух захватывает каждый раз, когда заметишь в траве буроватую шляпку белого гриба. Он — «царь» грибного царства, и никакой другой гриб не может претендовать на этот титул.

Век белых грибов, как и всех их шляпочных собратьев, очень короток, всего пять — семь, максимум десять дней. В лесах на склонах Альп и Юры эти грибы попадаются не так уж часто. Бываешь доволен, если посчастливилось найти десятка два, ну а если больше, то это уже — особая удача.

Осиновики

Во второй половине сентября в окрестностях Женевы начинают появляться в изобилии, пожалуй, самые красивые из местных грибов — осиновики. Особенно хороши молодые осиновики высотой сантиметров десять—двенадцать. Я зову их солдатиками: стоят вытянувшись, как часовые на посту, в белоснежных мундирах и ярко-красных, бархатистых беретах. Увидишь такого карапуза, выглядывающего из травы, потянешься за ним, а чуть поодаль ещё один «мальчик с пальчик», а то и несколько. Позже начинают попадаться осиновики, у которых ножки не снежно-белые, а покрыты мелкими красноватыми чешуйками, а шляпки имеют более тёмную, коричневато-красную окраску. Растут эти красавцы обычно весь октябрь, встречаются даже в первую неделю ноября и никогда не бывают червивыми.

Опята

Как известно, большинство шляпочных грибов «привязано» к конкретным древесным породам и без дерева-«хозяина» существовать не могут. Но есть среди них гриб, который не только не «дружит» с деревьями в лесу, но безжалостно убивает их. Этот маленький агрессор, любимый всеми российскими грибниками осенний опёнок, плотной желтовато-бурой порослью одевает каждую осень пни и поваленные деревья.

В отличие от других высших грибов, опёнок может размножаться не только спорами, но и вегетативным путём с помощью ризоморфов — длинных, похожих на корни растений, тяжей, состоящих из параллельно идущих, частично сросшихся грибных нитей. Похожие на тонкие шнуры длиной в десятки метров, ризоморфы пронизывают лесную почву и, натыкаясь на корни живых деревьев, проникают в них и образуют внутри ствола грибницу, которая перекрывает поступление питательных веществ к кроне и приводит к гибели дерева.

Осенний опёнок может разрастаться до совершенно фантастических размеров, вызывая гибель деревьев на значительных площадях. В течение многих лет не могли понять, почему на одном из участков национального парка (Malheur National Forest) в штате Орегон, в США, болеют и гибнут деревья. Оказалось, что виновником является «медовый гриб» (Honey mushroom), так зовут опёнка в США и Канаде. В 2000 году на основе анализа ДНК образцов грибницы из разных мест поражённого леса было доказано, что это один и тот же гриб, произрастающий на территории в девять квадратных километров. По средней скорости разрастания грибницы определили: возраст этого самого большого живого организма на планете, общая масса которого оценивается в 600 тонн, составляет примерно 2400 лет. Как стало известно несколько позже, в штате Вашингтон на крайнем северо-западе США растёт ещё один опёнок-гигант, охвативший своей грибницей площадь в шесть квадратных километров. А «чемпионом Европы» является опёнок, обнаруженный в национальном парке в кантоне Граубюнден на востоке Швейцарии, неподалёку от перевала Офенпас. Однако по размерам (800 на 500 метров) и предполагаемому возрасту в 1000 лет он намного уступает своим заокеанским собратьям.

Кесарев гриб

Всем грибникам известно, что самыми опасными, смертельно ядовитыми грибами являются бледная, зеленоватая и белая поганки. Все они принадлежат к семейству аманитовых. Их ближайшими родственниками, принадлежащими к тому же семейству, считаются различные мухоморы, которые также особыми симпатиями у любителей грибов не пользуются. Но есть среди этой зловещей компании и исключение — кесарев гриб, который, по свидетельству историков, был желанным лакомством римских цезарей в античные времена. Он и в наши дни считается одним из самых деликатесных грибов, при этом очень красивым. У него гладкая, выпуклая шляпка приятного оранжево-красного цвета и не менее яркая золотис-тая ножка с характерным для всех представителей семейства аманитовых клубнеобразным утолщением в основании. Пластинки на нижней стороне шляпки яркого жёлтого цвета, а вокруг ножки под самой шляпкой обвивается тонкая золотистая оборочка (на территории бывшего СССР кесарев гриб растёт в Закавказье и в Средней Азии).

В предгорьях Юры кесарев гриб редок. За все годы встретился он мне только один раз на лесной опушке среди старых дубов. Издали я принял его за мухомор, но, подойдя ближе, понял, что ошибся. Ругая себя за то, что отправился в лес без фотоаппарата, я тщательно отметил место и помчался домой за камерой. Обратно вернулся минут через сорок. Все мои ориентиры стояли на месте, но гриб исчез. Так и не удалось его сфотографировать...

Чёрный бриллиант Перигора

Так на юго-западе Франции называют чёрные трюфели — грибы таинственные и весьма необычные как по своему виду, так и по способу размножения. В Средние века верили, что они родятся во время грозы от удара молнии в тёплую, прогретую солнцем лесную землю, смоченную дождём. В отличие от шляпочных грибов, трюфели вызревают под землёй, а в качестве разносчиков спор «научились» в процессе эволюции использовать различных лесных обитателей: ежей, белок, косуль, кабанов, приманивая их своим сильным, своеобразным запахом. Привлечённые ароматом грибов, четвероногие гурманы выкапывают и поедают их. При этом споры трюфелей проходят через пищеварительный тракт добровольных распространителей неповреждёнными и разбрасываются по лесу с помётом животных.

В трюфелевом царстве господствуют два гриба: белый итальянский трюфель Пьемонта и чёрный французский трюфель Перигора. Внешне они весьма неказисты и похожи на небольшие клубни картофеля тёмно-коричневого цвета, обычно размером с грецкий орех или вишню. Трюфели размером с яблоко — большая редкость, хотя находят и более крупные экземпляры. Плотная кожица трюфелей покрыта тесно прижатыми друг к другу пупырышками призматической или пирамидальной формы. Споры находятся в ячейках внутри клубня. Внутренняя спороносная ткань (светло-жёлтая у белых трюфелей и чёрная у чёрных) имеет на разрезе характерный «мраморный» рисунок из светлых и тёмных разветвлённых прожилок.

Трюфели — самые дорогие грибы в мире, и цена на них непрерывно растёт. Килограмм «рядовых» трюфелей во Франции стоит в настоящее время в среднем 1—3 тысячи евро. Особо крупные экземпляры продают на аукционах и регистрируют в Книге рекордов Гиннесса. Рекордный белый трюфель весом в 1310 граммов был найден в 1999 году в Хорватии, а самый большой чёрный трюфель весом в 2,5 килограмма — в Италии. В 2004 году итальянский белый трюфель весом 900 граммов был куплен одним лондонским ресторатором за 40 тысяч евро, а в 2007 году белый трюфель весом 1,2 кг был продан на благотворительном аукционе в Италии анонимному покупателю из Гонконга по рекордно высокой цене — 95 тысяч евро.

Главные условия для произрастания трюфелей — тёп-лый климат и наличие дубовых и буковых лесов. Растут они во многих странах Европы, в том числе и в средней полосе России, в Северной Африке, Китае, США и в других странах. Крупнейшие поставщики трюфелей на мировой рынок — Новая Зеландия и Китай.

Заморский гость

В первой половине сентября в лесах Франции, Швейцарии и Германии появляется совершенно необычный по форме гриб, напоминающий морскую звезду, неведомым образом очутившуюся на суше и раскинувшую свои пурпурные, испещрённые зловещими черными бородавками мясистые лучи среди травы или жухлых листьев. О приближении к этому грибу узнаёшь заранее, даже не видя его, по исходящему от него жуткому зловонию.

Родина удивительного гриба — далёкая Австралия. В Европе он впервые появился в 20-х годах прошлого века. Полагают, что споры этого гриба были либо занесены австралийскими солдатами, участвовавшими в годы Первой мировой войны в военных действиях на территории Франции, либо завезены с овечьей шерстью, импортировавшейся из Австралии. Как бы то ни было, пришелец прекрасно прижился на своей новой родине и постепенно, преодолевая национальные границы, продвигается всё дальше и дальше на восток. Не знаю, добрался ли он уже до границ России, но русское название у него есть, причём весьма благозвучное — цветохвостник Арчера (Anthurus archeri).

Вороночники и рогатики

Примерно в то же время, что и цветохвостники, вылезают из земли довольно мрачные по виду грибы с подобающим их внешнему виду названием «Тrompette des morts», которое на русский язык иначе как «труба мертвецов» не переведёшь. Однако, вопреки своему невзрачному облику и жутковатому имени, они обладают отменным вкусом и приятным ароматом, а потому пользуются большой популярностью у местных грибников. Употребляют их в пищу в основном в сушёном виде для приготовления различных соусов и приправ.

Справедливости ради нужно сказать, что у этих грибов есть и другое, не связанное с потусторонним миром название, вошедшее, как и первое, во многие грибные справочники, а именно — «рога изобилия» (Corne d’abondance).

Русское название гриба — «вороночник рожковидный», что удивительно точно отвечает внешнему виду. Близкий родственник лисичек, этот гриб напоминает миниатюрную, выкрашенную в тёмно-серый или чёрный цвет граммофонную трубу высотой не более десяти сантиметров. Однако в отличие от мясистой, упругой лисички вороночники совершенно бесплотны и представляют собой полую, тонкостенную, расширяющуюся кверху кожистую воронку толщиной чуть больше обёрточной бумаги. Растут они как в лиственных, так и в хвойных лесах, иногда очень обильно, но встречаются не каждый год.

Интересно отметить, что вороночники — не единственные носители необычных названий. В лесах в окрестностях Женевы можно встретиться с «иудиным ухом», «бычьим языком», «бараньей ногой», «кошачьим» и «кроличьим ушком», «козлиной бородой» и другой грибной экзотикой.

Ещё один любопытный гриб из «портретной галереи» — пестиковидный рогатик. Справочники по грибам относят его к группе рогатиков, хотя рогов-то у него как раз и не видно. Молодой гриб имеет вид жёлтого, гладкого на ощупь цилиндрика, вертикально торчащего из лесной почвы. По мере созревания вершинная часть его утолщается и он приобретает форму пестика высотой в 15—20 и диаметром 4—6 сантиметров в верхней части. Ни дать ни взять — дубинка для лесного гнома. Говорят, что в самом молодом возрасте эти грибы съедобны и в маринованном виде даже напоминают корнишоны, но они очень быстро становятся горькими и непригодными в пищу.