В электротеатре «Одеон» очень оживлённо была встречена публикой остроумная проделка демонстратора. Лента была пущена в аппарат с противоположного конца. Такие приёмы практикуются иногда за границей. Эффект для зрителя действительно получился совсем неожиданный. Окурок сигары летит в рот пятящегося назад элегантного господина. Сигара постепенно растёт, а когда господин дует на спичку, она вспыхивает, приближается к сигаре, та быстро гаснет, принимает свой прежний вид, и господин преспокойно прячет её в портсигар.
«Сине-Фоно», 1908 г.
КОНКУРЕНЦИЯ ПАРА И ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
В Клейтоне (штат Нью-Джерси, Северная Америка) состоялось недавно интересное состязание на скорость между паровым и электрическим локомотивами. Электролокомотив развил скорость в 143,9 километра, а паровой — 136,5 километра в час. Победа, таким образом, осталась за электрическим двигателем.
«Новь», 1908 г.
НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ РУССКОМУ УЧЁНОМУ
Телеграф принёс известие из Стокгольма, что комитет по присуждению премий имени Нобеля постановил премию по медицине разделить между профессором Мечниковым и профессором Эрлихом.
Работы русского учёного И. И. Мечникова, известные всему цивилизованному миру, не могли не обратить на себя внимание стокгольм- ского комитета. Илья Ильич Мечников — уже второй русский учёный, получивший премию Нобеля.
И. И. Мечников считается основателем современной эмбриологии беспозвоночных. Он доказал, что чистая культура холерной бактерии способна вызвать у человека типичную азиатскую холеру. Он открыл роль фагоцитов в невосприимчивости к заразным болезням. Наконец, известна его последняя теория о продлении жизни человека до 300 лет путём обновления застарелых органов. Благодаря этим трудам И. И. Мечников является гордостью русской науки.
«Новь», 1908 г.
НЕПОСТОЯНСТВО НАУКИ
Наука! Как много людей смотрят на неё как на выражение непреложной истины, сколько людей верят в её законы с наив-ной слепотою, как прежде люди верили в истины Евангелия!
А между тем нет ничего более кратковременного и преходящего, чем истины науки. Нет ничего слабее самых блестящих гипотез! То, что сегодня мы принимаем за закон, через несколько лет может оказаться предрассудком.
Законы Кеплера оказались ложными: планеты описывают не эллипсы, одним из центров которых служит Солнце, а неправильные синусоиды.
Закон Мариотта настолько неточен, что инженеры еле решаются пользоваться им для своих практических вычислений, хотя бы и самых грубых.
Теория Френеля о волнах света, основанная на сложных вычислениях высшей математики, почти уже не имеет последователей.
Даже законы притяжения, эти гениальные открытия Ньютона, нуждаются в проверке.
Открытие Х-лучей, N-лучей, все результаты исследований Беккереля и супругов Кюри над радиоактивностью нанесли смертельный удар физике и химии, которым нас учили всего 10—15 лет назад.
«Вестник знания», 1908 г.