«Я очень люблю скромную жизнь тех уединённых владетелей отдалённых деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими...» — начинает повесть «старосветские помещики» Николай Васильевич Гоголь. Cкромный рассказ о жизни ничем не примечательной супружеской пары. Жизни, которую не сотрясли посещения скупщика мёртвых душ Чичикова или битвы с ляхами, как в «Тарасе Бульбе», где автор имел возможность раскрыть драматизм, силу и глубину национального характера. Почему же именно эту повесть Гоголь выделял среди своих богатых по содержанию, по колориту, по значительным событиям произведений? Почему взыскательный Александр Сергеевич Пушкин называл её любимой? Да потому, что Эдем, — символом которого стал сад Пульхерии Ивановны, по сути — та «масса покоя», что придавала стабильность и уравновешенность жизни вообще. Повесть заканчивается на грустной ноте: новые владельцы поместья не сумели сохранить того богатства, которое они получили в наследство. К сожалению, и мы при всей любви к Николаю Васильевичу не в состоянии понять до конца прелесть и глубину нарисованной им картины. Остаются неведомы современному читателю и многие названия растений, упомянутые в повести.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Николай Васильевич Гоголь. Портрет работы А. Венецианова. 1834.
‹
›
Размеренный быт старосветских помещиков, подобный монотонному движению часового механизма, совершал своё «тик-так» в череде хозяйственных забот, состоявших в «беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений», прерываемых частым вкушением разнообразных плодов натурального
хозяйства...