№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

55-я Российская экспедиция окольцует Антарктиду

Николай Крупеник.

Приём оборудования на станции Новолазаревская в Антарктиде с борта Ил-76, прибывшего из Кейптауна.
Взлёт вертолёта с борта научно-экспедиционного судна «Академик Фёдоров».

Научно-экспедиционное судно «Академик Фёдоров» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета (ААНИИ, Санкт-Петербург) в начале ноября 2009 года отправилось в Антарктиду. Это тридцатый по счёту рейс, его длительность составит 200 суток.

На первом этапе похода после промежуточной стоянки в порту Кейптаун «Академик Федоров» совершит плавание вокруг Антарктиды в восточном направлении, во время которого его экипаж посетит российские антарктические станции и сезонные полевые базы (Дружная-4, Ленинградская и Русская). После этого 21 февраля 2010 года научное судно возвратится в Кейптаун для дозаправки топливом и продовольствием. Затем «Академик Фёдоров» вновь отправится в антарктические моря.

55-й Российской антарктической экспедиции предстоит выполнить 34 научные программы, работы по которым будут проводить представители 22 научно-исследовательских организаций и университетов, из Росгидромета, Роснедр, Роскартографии, Рособразования, Росрыболовства, Роскосмоса, Минобороны России, МЧС России и Российской академии наук. Одна из основных программ — комплексный мониторинг природных сред Антарктики на пяти круглогодично действующих российских станциях — Новолазаревская, Мирный, Восток, Прогресс и Беллинсгаузен. Одновременно запланированы природоохранные мероприятия.

Наиболее интересными и важными представляются работы по определению роли и места Антарктики в глобальных климатических изменениях, геолого-геофизические исследования выходов горных пород внутриконтинентальных районов Антарктики и морские исследования континентальной окраины Антарктиды, а также продолжение буровых работ в глубокой скважине на станции Восток. Планируется, что к концу января 2010 года её глубина достигнет 3680 метров. Морские исследования континентальной окраины материка будут выполнять специалисты Полярной морской геологоразведочной экспедиции в районе оазиса Вестфолль, внутриконтинентальной станции Восток и в акватории моря Д’Юрвиля на борту судна «Академик Александр Карпинский».

Новое направление работы в Антарктике — установка коррекционной станции параметров орбит отечественной спутниковой навигационной системы «ГЛОНАСС» на станции Беллинсгаузен.

Полёты в горных районах Антарктики по выполнению геолого-геофизических исследований предполагается осуществлять с помощью двух вертолётов Ка-32, базирующихся на борту «Академика Фёдорова», а также вертолёта Ми-8 и самолёта Ан-2. Одиннадцать внутриконтинентальных полётов на станцию Восток осуществят по договору канадские лётчики на самолёте БТ-67 «Bassler».

Экспедиция завершится весной 2011 года, когда в Петербург из Антарктиды на судне «Академик Федоров» вернётся зимовочный состав полярных исследователей.

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее