Англичане всегда гордились и продолжают гордиться обособленностью от остальной Европы. Они не перешли на евро, не вступили в Евросоюз. Английский подход к интеграции отлично характеризует датируемая 1858 годом история. В тот год в парламенте Англии впервые подняли вопрос о строительстве тоннеля через Ла-Манш. Услышав это, лорд Пальмерстон, на тот момент премьер-министр Великобритании, возмутился: «Что? Вы смеете просить денег на дело, цель которого — сократить расстояние, как мы считаем, и без того слишком короткое?» На этом фоне кажется удивительным, как вообще жители Альбиона решились на прокладку тоннеля в континентальную Европу. Однако не менее поразительно упорство, с которым французские и английские инженеры предлагали проекты сухопутного соединения двух государств: только за период с 1883-го по 1941-й было представлено более 300 (!) различных проектов мостов и тоннелей.
ПОДЗЕМНАЯ КОННИЦА
Идея установления сухопутной связи между континентом и Британскими островами родилась в середине XVIII века, когда Амьенский университет объявил конкурс на лучший проект соединения двух государств. Первый реальный проект тоннеля датируется 1802 годом. Разработал его Альбер Матьё. Француз предложил на глубине около 10 метров от дна пролива проложить тоннель для движения конных экипажей, осветить его масляными лампами, а для вентиляции использовать специальные шахты, которые должны были возвышаться на пять метров над поверхностью воды. Известно, что Наполеон был знаком с проектом Матьё. Заинтересовал ли он его? История хранит прямо противоположные сведения. По одной из версий, тоннель показался Наполеону бредовой затеей. По другой, он лично предлагал англичанам соединить их страны подземной дорогой.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕТРОПОЛИТЕН
С бурным развитием в Англии железнодорожной сети на смену конным версиям тоннеля пришли рельсовые. Главным радетелем таких проектов стал в XIX веке французский горный инженер Томэ де Гамон. Известно, что француз настолько фанатично желал связать континент с островом, что потратил более 30 лет на тщательную проработку семи альтернативных проектов. Среди них был такой экстравагантный вариант соединения, как гигантский мост, опиравшийся на насыпные острова. В 1860 году новый проект тоннеля де Гамона одобрили Наполеон III и королева Виктория, но мечта француза не сбылась — до строительства дело не дошло.
В 1870-е годы отношения между французами и англичанами резко потеплели. После поражения во Франко-прусской войне французы предложили англичанам сплотиться для противодействия новому сильному врагу — германскому кайзеру. Соседи начали вновь разрабатывать проект тоннеля.
Инженеры Викторианской эпохи достигли больших успехов в прокладке тоннелей. В 1843 году они впервые в мире проложили проходческим щитом тоннель под Темзой, а затем обрели колоссальный опыт в этой области при строительстве первого в мире Лондонского метрополитена. Поэтому технически прокладка тоннеля под Ла-Маншем большой проблемы не представляла. В 1881 году навстречу друг другу были пущены два проходческих щита компании «Beaumont & English» — самые мощные и технически совершенные в то время. За первый год с обеих сторон было прорыто примерно по 2 км пути: ожидалось, что подземная встреча рабочих произойдёт через пять лет. Однако в 1883 году прокладку тоннеля под Ла-Маншем прекратили. Английские политики и журналисты всё чаще выступали с заявлениями, что тоннель станет прекрасным подарком для их потенциального врага — в случае конфликта французы легко смогут атаковать Британию через тоннель. Вплоть до Второй мировой войны все проекты тоннелей или мостов через Ла-Манш встречали жёсткий отпор со стороны британского правительства. Отношение к проекту изменилось лишь в середине 1950-х годов.
НЕ ТАК СТРАШЕН ТОННЕЛЬ…
Когда закончилась Вторая мировая война, стало очевидно, что с появлением новых видов транспорта и вооружений тоннель больше не представляет реальной угрозы обороноспособности Великобритании. Об этом Министерство обороны Великобритании публично объявило в 1955 году. Товарный обмен между островом и континентом тем временем неуклонно возрастал. Поэтому летом 1957 года была образована исследовательская англо-французская группа, которой следовало выяснить, нужно ли связывать два государства и если да, то каким образом. К началу 1960-х годов конкурировали две альтернативы — проект тоннеля и проект моста. Согласно первому проекту, предполагалось проложить под дном пролива сложный железнодорожный тоннель, состоящий из двух рабочих рукавов и служебного между ними. Этому проекту составлял конкуренцию проект гигантского моста, горячо поддержанный руководителями металлургических концернов. В конце концов победил подземный проект, но процесс его утверждения затянулся. После того как в 1974 году началась прокладка тоннеля, возникли проблемы с финансированием. Через год проект приостановили.
Снова к теме тоннеля вернулись только в 1984 году, когда правительства двух стран объявили открытый тендер на проект, который позволил бы соединить Великобританию с Францией. Осенью 1985 года четыре независимые группы разработчиков предложили свои варианты.
Самым экстравагантным был проект Europont — 52-километровый мост с пролётами, подвешенными на кевларовых нитях. Проект довольно быстро отклонили как слишком дорогой и базирующийся на пока ещё неопробованной технологии. Другой проект — Euroroute — предлагал сложную систему мостов и тоннелей с опорными точками на специально построенных искусственных островах. Проект Channel Expressway представлял собой двухуровневый тоннель с железнодорожным и автомобильным сообщением. Обоим этим проектам предпочли Eurotunnel — самую дешёвую и наиболее простую в строительстве альтернативу, в основу которой была положена концепция тоннеля 1970-х годов. По предварительным подсчётам разработчиков, реализация проекта Eurotunnel оценивалась в 5 миллиардов фунтов стерлингов. Однако и эта сумма показалась слишком высокой для правительств обеих европейских стран: в январе 1986 года Маргарет Тэтчер и Франсуа Миттеран совместно объявили, что считают проект слишком дорогой затеей, чтобы тратить на него деньги налогоплательщиков.
Но такое заявление не означало, что проект снова откладывается. Выход из положения нашёлся. Решили организовать открытую акционерную компанию «Eurotunnel», начальный капитал которой должны были обеспечить строительные компании при поддержке частных банков (без поддержки государства). Вновь образованной компании предстояло самостоятельно найти деньги на строительство тоннеля — в том числе за счёт продажи своих акций. В знак благодарности она получала право в течение 55 лет управлять сооружением. По окончании этого срока тоннель в рабочем состоянии должен быть передан правительствам Франции и Великобритании.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
Дальнейшая судьба тоннеля через Ла-Манш хорошо известна. 15 декабря 1987 года заработал первый проходческий щит — он копал служебный тоннель диаметром 4,8 м. Затем к делу подключились более мощные проходческие комбайны, которые прокладывали два главных тоннеля диаметром 7,6 м каждый. Всего в глубине тоннеля практически без перерыва работало 11 щитов одновременно. Три французских и три английских щита двигались навстречу друг другу под дном Ла-Манша. Ещё три прокладывали тоннель в глубь острова в сторону британского терминала, а два — бурили три тоннеля в сторону французского терминала. Непосредственно на дне моря прорыто 39 км тоннеля, а его общая протяжённость составила 51 км.
Для того чтобы оба конца встретились в одном месте, использовалась лазерная система позиционирования. Благодаря ей рабочие из Англии и Франции встретились в намеченной точке 1 декабря 1990 года на глубине 40 м от дна пролива. Погрешность составила всего 358 мм по горизонтали и 58 мм по вертикали. Кстати, последние метры тоннеля английские и французские бурильщики проделали вручную — с помощью кирок и лопат.
Евротоннель торжественно открыли королева Елизавета II и Франсуа Миттеран 6 мая 1994 года. Один из самых долгих проектов человечества удалось реализовать всего за семь лет. В его создании приняли участие 13 тысяч рабочих и инженеров, на постройку затрачено около 10 миллиардов фунтов стерлингов (с учётом инфляции почти вдвое больше, чем ожидалось изначально). Мечта Томэ де Гамона и сотен других радетелей проекта наконец исполнилась!
Грандиозный проект ХХ века пока не оправдал себя в финансовом плане: лишь в апреле 2008 года компания «Eurotunnel» впервые за время существования объявила о годовой прибыли. Долго вынашиваемый ребёнок, похоже, оказался ещё и долго окупаемым…
Иллюстрации к статье предоставлены компанией Eurotunnel.
***
В середине XIX века пароходы перевозили через Ла-Манш 350 тысяч пассажиров, причём на одного «континентального» европейца приходилось три британца. Французский инженер Томэ де Гамон был убеждён, что его тоннель позволит увеличить пассажиропоток вдвое — главным образом за счёт притока туристов из континентальной Европы, многие из которых не любят путешествовать по воде из-за морской болезни.
***
Самый длинный тоннель
Сегодня самым протяжённым тоннелем в мире считается японский железнодорожный тоннель Сейкан, соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо. Его длина — 53,9 км. Евротоннель уступает ему по общей протяжённости, однако его подводный участок (около 39 км) на 15 км длиннее подводного участка японского тоннеля.
В 2015 году новым лидером обещает стать железнодорожный Готардский базовый тоннель, который сейчас строится в Швейцарии. Протяжённость тоннеля составит 57 км.
***
Рельсы против автострады
Проект Channel Express-way проиграл проекту Eurotunnel не только из-за более высокой стоимости. Было решено, что езда на автомобиле по 50-километровому тоннелю потребует от водителей большого физического и психического напряжения, что может привести к стрессовым ситуациям и авариям. Кроме того, более эффективного решения требовал вопрос очистки тоннеля от выхлопных газов. Наиболее предпочтительным вариантом признана перевозка автомобилей на платформах электропоездов.