"МАУТ" НАЧАЛ ДЕЙСТВОВАТЬ

Ю. ФРОЛОВ.

Взгляните на карту Западной Европы: почти в центре ее находится Германия. Неудивительно, что по традиционно хорошим дорогам этой страны (их тут начали прокладывать еще римляне) днем и ночью катятся большегрузные автомобили. На поддержание дорог в хорошем состоянии нужны деньги. Естественное решение - собрать их с грузопере возчиков, но в XXI веке невозможно делать это так, как делали древние римляне - с помощью застав на дорогах.

Наука и жизнь // Иллюстрации
В некоторых странах Европы разрешено движение грузовиков с прицепом массой до 60 тонн и длиной более 25 м.
Монтаж бортового устройства над ветровым стеклом.
Схема устройства и работы системы "Толл-Коллект".
Наука и жизнь // Иллюстрации
Два варианта бортового устройства (вверху "Грундига", внизу "Сименса").
Зарегистрироваться и оплатить проезд можно и в ручном режиме, через Интернет либо с одного из 3500 специальных терминалов.
Над дорогой смонтированы стационарные контрольные приборы.
Водителя может остановить для проверки пеший инспектор.
По дорогам Германии курсируют 300 пикапов с контрольной аппаратурой, позволяющей на ходу проверить, начисляется ли оплата за проезд грузовика.

Подведена статистика за 2004 год: по дорогам Германии только немецкими грузовиками провезено более 130 миллионов тонн международных грузов, внутригерманских - лишь около трех миллионов. Причем прирост международного грузооборота составил по сравнению с предыдущим годом 12%, а внутреннего - всего 0,7%. Общее количество тяжелых грузовиков (включая иностранные) на дорогах Германии в каждый данный момент разные источники оценивают в 0,8-1,4 миллиона. Общий их пробег за год составляет 23 миллиарда километров (это примерно 77 поездок от Земли до Солнца и обратно).

До недавних пор в Германии с транспортных фирм брали просто дорожный налог, зависящий от числа грузовиков, принадлежащих данному владельцу. Но у одной фирмы грузовики могут подолгу простаивать, у другой - ездить на небольшие расстояния, у третьей постоянно совершать дальние рейсы (небольшим расстоянием в Германии считается рейс до 50 км, а дальним 150 км и более). В общем, подобная система необъективна и возможны спорные ситуации. Решено было создать такой порядок расчета за проезд, который исходил бы из объективных цифровых показателей, поддающихся точной регистрации и не вызывающих кривотолков. И чтобы движение при сборе оплаты не замедлялось.

Дорога - это дорого

Платные дороги есть во многих странах. Например, в США такая дорога при въезде на нее и при съезде на бесплатную расширяется в 3-4 раза, разбивается на десяток полос и поперек каждой полосы стоит шлагбаум. Он поднимается только после того, как водитель приостановится, бросит монеты в автомат или отдаст купюру кассиру, а тот выдаст сдачу и откроет путь. Правда, на многих машинах за ветровым стеклом укреплен приборчик размером с пачку сигарет, который сам открывает шлагбаум, одновременно посылая сигнал о списании нужной суммы с банковского счета владельца машины. Но и с таким устройством проезжать через пункт оплаты надо на малой скорости.

Конечно, подобные системы несовершенны. Так, в Перу водители-дальнобойщики норовят съехать с платной дороги и срезать путь через пустыню прямо по загадочным рисункам Наски, уродуя их своими колеями. Ведь не поставишь полицейских вдоль всей трассы.

Особенно актуален вопрос оплаты проезда для тяжелых трейлеров. Грузовик общей массой 40 тонн (а в некоторых странах Европы уже используются и 60-тонные!) оказывает такую же нагрузку на дорогу, как 60 тысяч обычных легковых автомобилей. Покрытие быстро приходит в негодность, частый ремонт дорого обходится. Не говоря уже о выхлопах, отравляющих атмосферу несмотря на все фильтры, а также о выбрасываемой в воздух тончайшей пыли, состоящей из частиц истертой резины и асфальта...

В 2001 году кабинет министров ФРГ решил наладить систему взимания дорожного сбора со всех грузовиков массой более 12 тонн, причем сбор должен рассчитываться исходя из километража, пройденного по дорогам федерального подчинения, а для регистрации пробега и его оплаты грузовик не должен останавливаться на пункте сбора платы или хотя бы замедлять движение. Груженным едет автомобиль или порожним, плата будет одна и та же.

Проект назвали "Маут". Это немецкое слово, происходящее из языка древних готов, вымершего со своими носителями, означает пошлину, таможенный сбор (кстати, отсюда старое русское слово "мыт" с тем же значением и улица Мытная в Москве).

Сначала намеревались ввести такую систему уже с 31 августа 2003 года. Но техническая задача проследить за путем каждого грузовика на 12 тысячах километрах общегосударственных дорог оказалась не столь простой. Испытания новой техники выявили немало проблем. Поэтому первая очередь общегерманской системы взимания мыта вступила в действие только с 1 января 2005 года.

Управляет системой консорциум (объединение нескольких фирм) "Толл-Коллект", в который вошли компании "Даймлер-Крайслер Файненшл Сервисиз", "Дойче Телеком" (по 45% акций) и французская фирма "Кофирут", занимающаяся строительством и эксплуатацией автодорог (10%). "Толл-Коллект" - английское название, означающее "сбор дорожной платы", то есть то же, что "маут".

По платной дороге без забот и остановок

На каждом грузовике устанавливается прибор OBU (On-Board Unit, бортовое устройство) размером с автомагнитолу. Половина применяемых сейчас OBU изготовлены "Сименсом", половина "Грундигом". Этот сложный специализированный компьютер со встроенными блоками спутниковой навигации и радиосвязи не продается владельцу автомобиля, а остается собственностью консорциума "Толл-Коллект". Владелец грузовика оплачивает только монтаж и наладку. Установка приборов идет с 1 мая 2003 года. В Германии и в граничащих с ней странах имеется около 1900 мастерских, где можно поставить OBU, и их сеть будет расширяться. Процесс монтажа в приборную доску, под ветровое стекло или над ним занимает до четырех часов. Ведь нужно не только установить и наладить это сложное устройство, но и соединить его со спидометром (точнее, с одометром, счетчиком пройденного расстояния) автомобиля, смонтировать на крыше кабины комбинированную антенну, через которую OBU связывается с системой спутниковой навигации и с центральным компьютером "Толл-Коллекта". В эти четыре часа входит и пробная поездка, и инструктаж водителя.

В 2004 году темп работы всех мастерских составлял 2500 приборов ежедневно, а в июне 2005 года число OBU, установленных на грузовиках, достигло 449 тысяч. Сюда входят не только немецкие грузовики, но и машины голландских, польских, австрийских, чешских и других транспортных фирм. Всего "Толл-Коллект" рассчитывает установить OBU на 800 тысячах автомобилей.

OBU включается автоматически, как только водитель повернет ключ зажигания. На дисплее прибора высвечиваются данные грузовика: государственный регистрационный номер, общий вес с грузом, число осей (оно может меняться в зависимости от того, есть ли прицеп), новый ли это рейс или продолжение временно прерванного, класс токсичности выхлопов двигателя. Кроме того, прибор помнит координаты всех платных дорог Германии, фактически имея в памяти цифровую карту дорожной сети. Благодаря постоянному контакту с системой спутниковой навигации GPS бортовое устройство способно определять, когда и где грузовик въезжает на платную дорогу и где покидает ее. Причем он может ехать со скоростью до 250 км/ч, точность от этого не страдает. Испытания показали, что ошибок бывает менее одного процента. Пройденный между этими точками путь регистрируется спидометром, подключенным к бортовому устройству.

Водитель может изменять часть введенных в OBU данных (число осей, вес машины, номер рейса), кроме номера машины и класса токсичности. Разумеется, координаты платных дорог тоже не поддаются изменению с пульта управления OBU. Прибор ведет подсчет полагающейся оплаты и либо через установленные промежутки времени, либо когда наберется определенная сумма передает эти данные центральному компьютеру по сети мобильной связи в виде СМС-сообщения. Если в этот момент прибор будет выключен (выключено зажигание), то передача пакета данных произойдет при следующем включении. Указанная сумма может быть прямо списана с банковского счета владельца грузовика, либо он получит в конце месяца счет, который надо будет оплатить. Продумана и система "апелляций" на случай, если владелец не согласен с расчетом и полагает, что система ошиблась.

В дальнейшем предполагается переоснащение всех OBU более современной версией программного обеспечения, которая позволит по сотовой связи, без заезда в мастерскую, изменять некоторые установки прибора: менять плату за километр (скорее всего, разумеется, в сторону повышения), вводить координаты новых платных дорог, сведения о ремонте и путях объезда и так далее. Прибор с новой версией программы, обладающий новыми возможностями, получит наименование OBU-2. Новые программы будут появляться на грузовиках постепенно, по мере их заезда в мастерские для проверки и обслуживания OBU, и начнут действовать с 1 января 2006 года. Но и машины со старой версией программы по-прежнему смогут учитываться системой.

В перспективе система "Толл-Коллект" сможет оказывать зарегистрированным пользователям дополнительные платные услуги, например показывать руководству транспортной фирмы, где находится в данный момент любой из ее грузовиков, куда и с какой скоростью он направляется.

Достаточна ли точность системы спутниковой навигации и можно ли полностью на нее полагаться, если учесть, во-первых, что соответствующие спутники принадлежат не Германии, а американским военным, а во-вторых, что умельцы могут попытаться обмануть систему, например укутав антенну на крыше кабины металлической фольгой или даже применив специальную глушилку? Создатели системы учли и это. Точность GPS для гражданских применений составляет обычно 10-20 м, но хозяева спутников могут по своим соображениям уменьшить точность или вовсе отключить гражданских пользователей. Так, во время недавней войны в Югославии точность определения координат системой GPS для всех, кроме войск НАТО, снижалась до 68 м. Но для работы "Толл-Коллект" достаточна точность в 80 м. А года через три, если все пойдет по плану, должна вступить в строй гражданская европейская система GPS - "Галилео", работать с которой немецкие сборщики дорожной подати смогут, не опасаясь американского вмешательства.

Кроме того, в некоторых точках на обочине дорог расставлено 120 радиомаяков, которые увеличивают точность определения позиции грузовика, особенно в сложных местах, например, там, где платная дорога проходит рядом с бесплатной и можно опасаться, что автоматика перепутает, по какой из них едет автомобиль. И на всякий случай запасены передвижные маяки, которые можно быстро расставить по дорогам.

Без автомата на большой дороге

Водитель, грузовик которого не оборудован OBU, может оплатить проезд "вручную". Некоторым владельцам грузовиков, особенно иностранным, редко бывающим на территории Германии, нет смысла встраиваться в автоматизированную систему. И "Толл-Коллекту" невыгодно тратить средства и труд на таких водителей: расход окупится не скоро. Есть две возможности регистрации и оплаты без установки на грузовик бортового устройства.

Можно перед поездкой зарегистрировать свою машину через Интернет, зайдя с любого компьютера в Германии или за границей на сайт "Толл-Коллекта", указав все данные грузовика, точки старта и финиша. На сайте можно выбрать язык общения - немецкий, английский, польский или французский. Компьютер рассчитывает кратчайший маршрут и сообщает, сколько он будет стоить. Но если водителю надо по дороге еще куда-то заехать, он может выбрать и другой, более длинный путь. Затем можно распечатать квитанцию на оплату и оплатить ее в банке или прямо через Интернет с кредитной карточки.

Если водитель неуверенно чувствует себя в Интернете, он может прибегнуть к помощи специального терминала, похожего на обычный банкомат и принимающего кредитные карточки. Таких кассовых терминалов около 3500. Они установлены на автозаправках, при въезде на платные дороги, на территории автобаз, на площадках для отдыха водителей в Германии и на приграничных дорогах соседних стран. Заявку также можно вводить на одном из четырех языков, и, кроме того, терминал оборудован бесплатной телефонной связью с консультантами, говорящими на этих языках. Но вообще-то терминал не сложнее в обращении, чем, например, современный кофейный автомат, где надо выбрать один из четырех сортов кофе, и каждый - с молоком, без молока, с сахаром или без сахара.

Обе "ручные" системы рассчитаны и на маловероятный случай полного отказа автоматической. В случае необходимости они могут принять на себя всю работу по расчету дорожного сбора. Сейчас 82% счетов выставляются автоматически, через OBU.

На случай полного отключения GPS или попыток отключить от нее отдельный грузовик созданы наземные средства слежения за автомобилями. Они же используются и для тех машин, которые не снабжены OBU. И еще одно применение наземной системы - для случайных проверок на дорогах: зарегистрирован ли данный грузовик, ведется ли учет его передвижений, начисляется ли дорожный сбор, правильно ли работает автоматика.

Об устройстве наземной системы контроля стоит сказать отдельно.

Доверяй, но проверяй

Кроме блока сотовой связи, устроенного в принципе как обычный мобильный телефон стандарта GSM и предназначенного для связи с центральным компьютером "Толл-Коллекта", бортовой прибор грузовика несет блок ближней связи по инфракрасному лучу в стандарте Infrared DSRC (инфракрасная выделенная связь ближнего действия). Инфракрасный приемопередатчик типа того, который встраивается сейчас практически во все ноутбуки и карманные компьютеры, позволяет передавать информацию со скоростью мегабит в секунду на расстояние более 10 м. В 300 ключевых точках немецких автодорог, на перекрестках и развилках, в местах соединения платных дорог с бесплатными в среднем через каждые 80 км поставлены мостики, несущие над дорогой контрольные приборы. Инфракрасным лучом мостик запрашивает проезжающие машины и выясняет, работает ли их OBU, начисляется ли плата за проезд, все ли в порядке. Если отклика нет или есть, но сигнал сообщает о неисправности, значит, что-то не работает либо грузовик не оборудован для автоматической системы "Толл-Коллект" и его надо учесть другим способом. Для этого на мостике над дорогой смонтирована цифровая телекамера высокого разрешения, фиксирующая номер автомобиля, а на уровне колес поперек дороги протянут лазерный луч, подсчитывающий число осей. Аппаратура успевает даже проверить, совпадают ли реальные данные с номером и с числом осей в памяти OBU. Если нет, снимок такого автомобиля сохраняется в памяти - здесь что-то нечисто. Скорее всего, переставили OBU с другого грузовика, с меньшим числом осей или с менее грязным выхлопом, чтобы платить поменьше. Если номер грузовика нигде не числится или есть нестыковки, владельцу придется иметь дело с полицией: может идти речь об административном нарушении.

Для подкрепления контроля по дорогам страны круглосуточно курсируют 300 пикапов Федеральной службы грузового транспорта с такой же аппаратурой, что на мостиках, позволяющей прямо на ходу проверить любой грузовик, попавший в поле зрения. Кроме того, грузовик может быть остановлен для проверки регистрации, наличия и работы OBU пешим инспектором той же Федеральной службы грузового транспорта. Наконец, эта служба имеет право проводить выборочные рейды по гаражам и автобазам предприятий транспорта, проверяя наличие бортовых приборов, регистрации грузовиков и правильность документов по оплате дорожных сборов.

Из-за платности дорог баночка йогурта в немецких супермаркетах станет дороже на 0,4 цента, а телевизор - на целых 18 центов. Если, конечно, торговцы не воспользуются случаем, чтобы "под шумок" повысить цены существеннее.

Министерство финансов ФРГ надеется на ежегодную чистую прибыль 2,8 миллиарда евро от внедрения этой дорогостоящей системы (затраты на ее создание оценивают примерно в 700 миллионов евро). Куда пойдут собранные деньги? На развитие, обустройство и поддержание автобанов, на борьбу с дорожными пробками. Зная немцев, можно утверждать, что деньги на сторону не уйдут.

Проезд бесплатен для рейсовых автобусов, армейских и полицейских грузовиков, пожарных машин и автомобилей других чрезвычайных служб, для дорожных машин (поливальных, подметальных, асфальтоукладчиков, снегоуборщиков), для перевозки гуманитарных грузов, и, что любопытно, без оплаты могут ездить бродячие цирки и театры.

Специалисты говорят, что посредством "Толл-Коллекта" в принципе можно наладить сбор платы за проезд и с легковых машин, но для этого понадобятся некоторые изменения системы, а главное - решение правительства. Пока таких планов нет.

А что у нас?

У нас тоже планируется строительство платных дорог (такое решение кажется более справедливым и легче будет принято общественностью, чем введение платы за проезд по уже давно существующим дорогам). Намечается создание кольцевой автотрассы вокруг Московской области, скоростного, спрямленного и не проходящего через населенные пункты шоссе Москва - Петербург, платных дорог до московских аэропортов Домодедово и Шереметьево и шоссе до подмосковного города Одинцово. Строительство должно частично финансировать государство, частично независимые инвесторы, в том числе иностранные. Тарифы пока планируются в размере одного рубля за километр с легковых автомобилей и трех рублей с грузовых.

Появятся платные дороги, значит, придется как-то собирать плату. И желательно без задержки движения, без большого персонала мытарей и без мытарств для водителей (еще два русских производных от немецкого слова "Maut"). Государственные деятели ФРГ выразили надежду, что высокотехнологичные методы взимания дорожных сборов, отработанные на немецкой территории, могут стать еще одной статьей экспорта Германии. Может быть, это как раз такой случай?

Редакция благодарна консорциуму "Toll Collect" и посольству ФРГ в Москве за предоставление материалов для статьи.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Новые технологии»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее