№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ЕЩЕ ОДНА ЗАГАДКА ЭДГАРА ПО

Доктор биологических наук В. ТАНАСИЙЧУК.

Американский писатель Эдгар Аллан По (1809-1849) прожил недолгую жизнь, но успел стать родоначальником многих жанров, получивших затем развитие в творчестве других писателей. И это считается бесспорным. Но среди его книг есть одна, которая долгое время вызывала самые противоречивые суждения. Вот о ней и пойдет речь.

Илл. 1.
Илл. 2.

Великий скептик Бернард Шоу как-то изрек: "Америка породила двух великих писателей - Эдгара По и Марка Твена". С той поры, как это было высказано, число американских классиков увеличилось, но никто не сомневается в том, что Эдгар Аллан По остается одним из крупнейших писателей Америки. Автор великолепных стихов (вспомним хотя бы бессмертного "Ворона") и готических рассказов, основоположник детективного жанра ("Убийство на улице Морг") и жанра научной фантастики ("Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфалля", "Низвержение в Мальстрем"), предвосхитивший в "Золотом жуке" "Остров сокровищ" Стивенсона, он прожил недолгую и нелегкую жизнь.

Рано потерявшего родителей-актеров Эдгара усыновил купец Джон Аллан, один из богатейших людей штата Вирджиния. Детство будущего писателя прошло в роскоши, он получил классическое образование в Англии, в одном из лондонских пансионов, затем поступил в университет Вирджинии, где два экс-президента США, Джеймс Мэдисон и Джеймс Монро, экзаменовали студента и дали высокую оценку его знанию древних и современных языков. Но проучился Эдгар там только год, прославившись разгульным образом жизни, за что Джон Аллан, человек строгих нравов, лишил его материальной поддержки. Оставшись без средств, Эдгар поступил на военную службу и даже дослужился до старшего сержанта, но, измученный казарменной жизнью, попросил помощи у жены Аллана, искренне любившей беспутного приемыша. Аллан выкупил его из армии, поставив условие: Эдгар должен поступить в военную академию Вест-Пойнт. Но через год юношу исключают и оттуда. Разрыв с отчимом становится окончательным. Эдгар По начинает жизнь литературного поденщика: работает редактором и литературным критиком в журналах и газетах Ричмонда, Балтимора, Филадельфии, Нью-Йорка. Заработки его мизерны - труд журналиста в те времена оплачивался очень низко.

Первая книга Эдгара По - "Тамерлан и другие стихотворения" - вышла в 1827 году, вскоре после его ухода из университета. Напечатал ее за собственный счет тиражом в 50 экземпляров. Книга принесла автору одни убытки. До нашего времени дошло всего 12 экземпляров. И стоимость их на аукционах колоссальна! Знал бы об этом автор...

За "Тамерланом" появились новые сборники стихов и прозы, но доход они приносили более чем скромный. Эдгар хватался за любой, самый мелкий заработок, много болел... и много пил. В 1849 году, получив за публичную лекцию солидные (для него) деньги, он приехал в Балтимор - и исчез. Через несколько дней его нашли на уличной скамейке без сознания. Исследователи творчества По считают, что молодого человека опоили наркотиками и ограбили. А через несколько дней, 7 октября 1849 года, он умер от кровоизлияния в мозг.

Странное дело: хотя имя По было уже известно публике, при жизни не переиздали ни один его стихотворный или прозаический сборник. Но трижды - в 1839, 1840 и 1845 годах - издается подписанная им книга, до сих пор ставящая в тупик биографов писателя. Называется она "Первая книга конхиолога, или Система раковинных моллюсков, классифицированных специально для использования в школах". Это редкое издание время от времени появляется на аукционах: в 1995 году в Брауншвейге его цена достигла 2800 марок, а в 1999 году в Амстердаме - 5500 флоринов. Историю появления книги проследил американский зоолог и историк науки Стивен Джей Гоулд.

Все началось с того, что друг Эдгара По, натуралист Томас Уайатт, в 1838 году опубликовал обширный, богато иллюстрированный том о раковинах моллюсков (конхиология - наука, изучающая раковины). Стоила книга дорого - целых 8 долларов, большие по тем временам деньги, и расходилась медленно. Уайатт решил выпустить "облегченное", сокращенное и более дешевое издание с черно-белыми, а не цветными иллюстрациями. Но издатель книги Харпер резонно возразил, что после этого более дорогую книгу того же автора просто не станут покупать. И тогда они решили найти человека, который мог бы дать свое имя новой книге. Эдгар - бедняк, сломленный судьбой, крепко пьющий и в то же время достаточно известный, вполне подходил для этой роли. В итоге По получил "за имя" 50 долларов. Продавалась книга по 1 доллару 75 центов.

Подписанное Эдгаром По издание неплохо послужило Уайатту. В XIX веке популяризаторы науки, подобные ему, существовали главным образом благодаря публичным лекциям в школах, клубах, кружках любителей книги, существовавших во всех городах востока США. Томас Уайатт был одним из таких странствующих лекторов. Поскольку плата за лекции оставалась небольшой, продажа сопутствующих теме книг была неплохим подспорьем. И Гоулд отмечает, что на принадлежащем ему экземпляре стоит рукописная запись: "Лекция, прочитанная перед юными леди Чарлстоунской женской семинарии".

Из-за своего неуживчивого и вспыльчивого характера Эдгар По нажил немало врагов, и в феврале 1847 года один из филадельфийских журналов обвинил его в плагиате. В письме к некоему Джорджу Эверету автор вынужден оправдываться, доказывая, что он сам написал книгу при консультации профессоров Уайатта и Мак-Мартри. Эдгар заверяет Эверета, что предисловие и введение написал именно он, что книга дополнена описаниями, сделанными Кювье, и что вообще все книги для школьников неизбежно компилятивны, а сам он стал "человеком заголовка", так как "мое имя было выбрано как наиболее известное".

Оценки многочисленных биографов Эдгара По колебались между понятиями "плагиат" и "халтура". Но дотошный исследователь Гоулд попытался посмотреть на эту историю с точки зрения зоолога и пришел к выводу: все далеко не так просто.

По мнению Гоулда, две страницы предисловия действительно написаны самим По. Следующие за ними четыре страницы введения в значительной степени заимствованы из английской книги капитана Томаса Брауна "Учебник конхиологии". Оттуда взяты также многие рисунки и описания раковин (сделанные, несомненно, Уайаттом). Международного издательского права в то время практически не существовало, и напечатанная в другом государстве книга могла быть "экспроприирована" без опасности преследования по закону. Следующие 10 страниц, "объяснение частей раковин", тоже почти полностью скопированы с книги Брауна; упрощена только терминология. Далее следует основная часть - 120 страниц, которая состоит из описаний родов моллюсков и списков видов каждого рода, несомненно, сделанных по образцу книги Уайатта (также немало заимствовавшего у капитана Брауна). Но отметим тот факт, что как Уайатт, так и капитан Браун при этом давали описания только раковин (впрочем, и Линней построил систему моллюсков именно по раковинам). Название самой науки "конхиология" происходит от греческого слова "конхос" - раковина. Зато в книге, подписанной Эдгаром По, даны описания не только раковин, а целых организмов моллюсков!

Вспомним письмо По издателю Эверету и слова, что он дополнил книгу описаниями Кювье. А именно Жорж Кювье, один из крупнейших биологов своего времени, создал сравнительную анатомию, провозгласив, что организм есть целостная система и ни одна его часть не может измениться, не вызвав изменения других. Прекрасно знавший французский язык (в отличие от Уайатта и Брауна), Эдгар По не только перевел описания строения моллюсков, сделанные Кювье, но в своем предисловии выделил ключевой момент, сопоставив новую науку малакологию, изучающую все биологические аспекты моллюсков, с конхиологией, ограничивающейся только описанием строения раковин. Кстати, различие лежит и в самих названиях этих наук: греческое "малакион" означает "моллюск". Конечно, в заглавии По сохранил традиционное в то время название "Конхиология", но по сути книга посвящена именно малакологии. На этом - серьезном - основании Гоулд пришел к следующему выводу: если можно согласиться, что в книге немало плагиата (возникшего с ведома "теневого" автора Уайатта), то назвать ее халтурой нельзя никак.

По не был биологом, но его живой ум, не отягощенный научными доктринами своего времени, дал ему возможность ухватить и воплотить в жизнь новую идею, поднять конхиологию от чисто описательной науки до подлинной биологии тем, что автор подчеркивал: и раковина и животное составляют единое целое.

Неудивительно, что современники, предъявившие Эдгару По обвинения в плагиате, не сумели оценить его вклада в науку. Странно, что потребовалось столько лет для реабилитации великого писателя.

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. Американский писатель Эдгар Аллан По (1809-1849) стал родоначальником многих жанров в литературе, которые получили развитие после его смерти. Но мало кому известно, что писатель (в силу бедности) выступил и как популяризатор науки. Его перу принадлежит "Первая книга конхиолога".

Илл. 2. Раковины моллюсков из Атлантического океана. Наука, которая занимается систематизацией раковинных моллюсков, получила название "конхиология". В написании первой популярной книги для "использования в школе" (1839 год) принял участие Эдгар По.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «У книжной полки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее