1. Охарактеризуйте, пожалуйста, состояние области науки, в которой вы работаете, каким оно было примерно 20 лет назад? Какие тогда проводились исследования, какие научные результаты явились самыми значительными? Какие из них не потеряли актуальности на сегодняшний день (что осталось в фундаменте здания современной науки)?
2. Охарактеризуйте сегодняшнее состояние той области науки и техники, в которой вы трудитесь. Какие работы последних лет вы считаете самыми главными, имеющими принципиальное значение?
3. На какие рубежи выйдет ваша область науки через 20 лет? Какие кардинальные проблемы, по-вашему, могут быть решены, какие задачи будут волновать исследователей в конце первой четверти XXI века?
На вопросы анкеты "Вчера, сегодня, завтра" (см. "Наука и жизнь" 9, 12, 2004 г.) отвечают известные ученые - авторы "Науки и жизни".
Проработав четверть века фармакологом, волею судеб 20 лет назад я стал токсикологом с узкой специализацией - токсикология веществ, воздействующих на передачу нервных импульсов в холинергических нервных окончаниях, на языке профессионалов - холинергистом. (Передача сигнала от одного нейрона к другому происходит в нервных окончаниях с помощью сигнальных молекул. Нервные окончания, в которых импульс передается с помощью молекулы ацетилхолина, называются холинергическими. - Прим. ред. ) Когда в 1970 году я пришел работать в Ленинградский институт военной медицины Министерства обороны СССР, хорошо переносимых пациентами средств лечения и профилактики отравлений такими фосфороорганическими ядами, как зарин, зоман и им подобные, не существовало. Велась работа над созданием противоядий от веществ, вызывающих психозы, велась, но безрезультатно.
Примерно 15-20 лет тому назад наша исследовательская группа создала весьма эффективные средства профилактики и лечения отравления фосфороорганическими отравляющими веществами, за что получила Государственную премию.
В качестве "побочного продукта" при разработке этих средств в соавторстве с химиком-синтетиком Л. В. Павловой мне удалось синтезировать и внедрить в клиническую практику препарат аминостигмин, предназначенный для лечения отравлений атропином, растениями, содержащими атропин (красавка, белена и др.), а также атропиноподобными лекарствами (антигистаминные препараты, антидепрессанты, препараты для лечения болезни Паркинсона и др.). Кстати, токсическое действие атропина и атропиноподобных веществ связано с тем, что они блокируют передачу нервных импульсов в холинергических нервных окончаниях. Успех аминостигмина был потрясающим. Оказалось, что для спасения жизни больных с тяжелыми отравлениями достаточно максимум двух ампул этого препарата стоимостью 16 копеек за штуку по ценам того времени. В последующем было установлено, что аминостигмин эффективен и при терапии постнаркозных психозов, импотенции, иммунодефицита. Появились все основания считать, что новое лекарство окажется полезным при болезни Альцгеймера и прочих нейродегенеративных нарушениях (посттравматических, сосудистых и др.).
Казалось бы, у дешевого и эффективного отечественного препарата должно быть большое будущее. Но оно видится, к сожалению, в мрачных тонах. Аминостигмин, зарекомендовавший себя как прекрасное противоядие и обещающий успехи в лечении многих заболеваний, в настоящее время не выпускается по той причине, что он слишком эффективен. Фабрикам невыгодно производить его малыми партиями, да еще и по низкой цене. Вот если бы для спасения жизни больного требовалось 100 ампул аминостигмина, то у него был бы шанс появиться на рынке в избытке.
Приведу в качестве еще одного примера синтезированный мной и Л. В. Павловой препарат бизерин. Он предназначен для лечения пареза кишечника - патологии, грозящей смертельным исходом почти половине страдающим ей больных. По своим свойствам и активности препарат не имеет аналогов в мире - восстанавливает кишечную перистальтику в течение суток. Отказ фармацевтических фабрик от выпуска бизерина опять-таки аргументируется лишь одним - им это невыгодно, поскольку для излечения требуется всего одна ампула(sic!).
Сегодня российские ученые продолжают создавать новые препараты в лабораториях, но денег на доклинические испытания нет совсем. Не хватает средств и на клинические испытания лекарств, уже прошедших проверку и получивших разрешение Фармакологического комитета. Отечественные фабрики переходят на освоение выпуска так называемых дженериков, то есть импортных лекарств, патентная защищенность которых за рубежом уже истекла, а эффективность доказана временем. Но даже производство хорошо зарекомендовавших себя на западном рынке лекарств не слишком выгодно, поскольку крупные фармацевтические компании идут на любые ухищрения, чтобы вытеснить наши дешевые аналоги из аптек.
Что касается фундаментальных знаний, важных для токсикологии, полученных за последнее двадцатилетие, должен отметить учение о перекисном окислении мембран клеток, открытие природных антиоксидантов, самый известный из которых - витамин Е (a-токоферол). В настоящее время созданы синтетические препараты с выраженными антиоксидантными свойствами. Сейчас изучается возможность их применения в комплексном лечении различных отравлений токсическими веществами. Вторым фундаментальным открытием конца ХХ века в области токсикологии стало обнаружение в крови при многих патологических coстояниях, в частности при отравлениях, так называемых молекул средней массы, которые представляют собой обрывки белков, гормонов и ферментов. Именно они вызывают эндогенную интоксикацию, другими словами, придают крови ядовитые свойства. Борьба ученых с этими молекулами только начинается.
В самом ближайшем будущем токсикологам следует сосредоточиться на создании новых, так называемых полицейских газов (теперь, видимо, их следует именовать антитеррористическими) вкупе с их противоядиями. Естественно, эти разработки должны вестись в обстановке строжайшей секретности, что в условиях рыночных отношений и коррупции достаточно сложно. Если же говорить о перспективах фармакологии в целом, то Всемирная организация здравоохранения определила приоритетные направления научных разработок на ближайшее будущее. Это создание препаратов для лечения СПИДа, лекарств для лечения и профилактики болезни Альцгеймера и средств для избавления от наркотической зависимости.
Ноябрь 2004 года.