ЧЕМ БОЛЬШЕ СПУТНИКОВ, ТЕМ ЛУЧШЕ

В. БАРТЕНЕВ, В. ЗВОНАРЬ, А. КОЗЛОВ и др. Глобальная космическая навигационная система: перспективы развития. "Космонавтика и ракетостроение" № 4, 2004. стр. 29-36.

Космический аппарат "Глонасс М".

Навигационные технологии в современном мире неразрывно связаны с космосом. Россия играет важную роль в обеспечении глобального навигационного поля. Ради этого был реализован проект Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). В рамках проекта на круговых орбитах высотой около 20 000 км с углами наклона 55-65° были развернуты группировки космических аппаратов. Они позволяли с высокой точностью осуществлять навигацию военным и гражданским потребителям не только на территории нашей страны, но и в любой точке Земли. К сожалению, в недавнем прошлом из-за недостатка финансирования произошла частичная деградация системы, и ее эффективность заметно снизилась.

Космическая навигационная система - один из важных аспектов безопасности государства, и руководством страны принято решение восстановить и развить ее.

Если в пределах прямой видимости находятся хотя бы три спутника, то потребитель может определить свои координаты. Чтобы вероятность "видеть" сразу три спутника была не ниже 0,95, орбитальная группировка должна насчитывать 18 спутников, а если группировка состоит из 24 спутников, вероятность повышается до 0,997.

Сейчас в России приступили к разработке и созданию космических аппаратов "Глонасс М" и перспективных аппаратов "Глонасс К" со сниженными габаритами и массой.

Космические аппараты "Глонасс М" имеют герметичный отсек, внутри которого с помощью системы жалюзи и набора обогревателей поддерживается относительно постоянная температура. Точное определение местоположения объектов на земле зависит от стабильности частоты сигнала. А та, в свою очередь, "уходит", если меняется температура. Поэтому температура вблизи источника стандартной частоты регулируется особенно жестко (колебания температуры здесь не превышают ±1°С). Для питания оборудования спутник оснащен солнечными батареями, а в тени от Земли питание происходит от аккумуляторов. На спутнике имеется двигательная установка, которая точно выводит его в расчетное положение, после чего никаких коррекций орбиты не требуется в течение всей жизни аппарата.

Для запусков аппаратов "Глонасс М" предусмотрены две схемы: либо ракета "Протон" с разгонным блоком "Бриз М", стартуя с Байконура, выводит на орбиты сразу три аппарата, либо стартующая с Плесецка ракета "Союз-2" с разгонным блоком "Фрегат" выводит один аппарат. До 2007 года запланирован запуск 18 спутников "Глонасс М" (вместе с уже летающими спутниками "Глонасс" орбитальная группировка вырастет до 24 единиц).

В дальнейшем на орбиты будут выводить спутники "Глонасс К". У них нет герметичного корпуса, а все приборы размещаются на боковых панелях, не освещаемых солнцем. Это позволит намного уменьшить массу и размеры спутников. Ракета "Протон" сможет вывести на орбиту сразу шесть аппаратов, а ракета "Союз-2" - два.