(Предыдущие статьи см. «Наука и жизнь» №№ 2, 5, 7, 2010 г.)
Антизападные настроения существовали в России всегда. Но лишь в царствование Николая I, в самую, казалось бы, неподходящую для публичных дискуссий эпоху, вопрос об отношении к Западу был чётко сформулирован и сделался предметом общественного обсуждения. Аргументы, выработанные в тогдашних спорах, используются и сегодня чуть ли не ежедневно. Но это не значит, что мы повторяем пройденное. В первой половине XIX века Россия выглядела образцом мирного развития, а защитников русской самобытности от Европы отпугивал её революционный дух. Правда, у споривших тогда было куда больше знаний и доброжелательности друг к другу.
Современную Россию мы видим: она нас и радует, и теснит;
об ней мы можем говорить с гордостью иностранцам,
а иногда совестимся говорить даже со своими…
А. С. Хомяков
Непечатные слова эпохи Николая I
В конце 1831 года появился первый номер «Европейца» — «…журнала наук и словесности, издаваемого Иваном Киреевским». В программной статье «Девятнадцатый век» издатель ставит вопрос об отличиях «недавнего российского просвещения» от европейского. (Напомним, что Киреевского отделяет от эпохи Алексея Михайловича всего полтора столетия — меньше, чем нас от Киреевского.) По мнению автора статьи, от ответа на него зависит «вся совокупность наших надежд и ожиданий, наших желаний и ненавистей и самый характер нашей практической деятельности». Киреевский убеждён: Россия должна учиться у Европы. Европейская цивилизация — вершина мирового развития. Вобрав в себя высшие достижения прошлых эпох, она соединила их «в одну общую, искусственно отысканную середину». России это «высшее просвещение» почти не коснулось: нас отделяет от Европы какая-то китайская стена, которая «только сквозь некоторые отверстия пропускает к нам воздух просвещённого Запада»...