Не ворошите земное нутро

Александр Фридрихсон, горный инженер-геофизик, Марина Касаточкина, инженер-строитель.

Пневмогравитационный метод экстренного тампонажа нефтяных скважин (схема). Площадь боковой поверхности пневмопротектора много больше торцевой, и сила трения протектора о ствол скважины много больше силы давления нефти.

Человеческий фактор был основным уже при решении бурить сверхглубокую добычную скважину. Принимая это решение, специалисты BP не учли, что внедряются в такие глубины, при которых любая авария становится катастрофой.

Известная школьная формула P = ρgh, где P — давление на глубине h; ρ — плотность давящего вещества; g — ускорение силы тяжести, показывает, что давление морской воды на глубине полтора километра, где бурильное долото только коснулось дна Мексиканского залива, достигает уже более 100 атм. Пройдя в горных породах (гораздо более тяжёлых, чем вода) ещё около пяти километров, буровой став вспорол нефтепласт, находящийся под давлением свыше 1000 атм. Распространяясь со скоростью звука вверх по стволу скважины, это давление всего за несколько секунд достигло трубопровода, или (на языке нефтяников) райзера, по которому нефть вслед за почти семикилометровой водной пробкой устремилась на поверхность к нефтеналивным танкерам. Какова же скорость выхода самой нефти из сверхглубокого месторождения под толщей вод Мексиканского залива?

Теоретически, согласно уравнению Пуазейля, при таких пластовых давлениях нефть в скважине должна разгоняться до поистине «космических» скоростей. Впору говорить не о подъёме, а о взлёте нефти к поверхности. Реальные же скорости ниже. Причина несоответствия расчётных и наблюдаемых скоростей в так называемой турбулентности...

Детальное описание иллюстраций:
Пневмогравитационный метод экстренного тампонажа нефтяных скважин (схема). Площадь боковой поверхности пневмопротектора много больше торцевой, и сила трения протектора о ствол скважины много больше силы давления нефти. Так получается «самозапирающий» механизм. Операция проводится в три этапа. Р нефти — давление нефти; Р воды — давление воды; Р масс — давление массива породы; Р возд — давление воздуха, равное давлению нефти; S1 — площадь боковой поверхности протектора; S2 — площадь «сечения» или торцевой поверхности протектора; L — длина протектора; D — диаметр скважины; M — масса дроби и тампонажного раствора.

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее