Велосипед круглый год

Александр Гурьянов.

С наступлением осени многие родители вздохнули спокойно, думая, что велосипедная тема отложена до следующего лета. Но не тут-то было: велосипед нынче развлечение всесезонное. Правда, теперь он называется байком — от английского слова bicycle — «два колеса». Большинство мальчишек да и некоторые девчонки могут рассказать в деталях о марках, типах и достоинствах разных байков. А вот о том, как подготовить велосипед к зимней езде, каковы особенности этой самой езды и какие тонкости надо знать, выезжая на скользкую, заснеженную дорогу, стоит поговорить.

Зимний велосипед для экстремальной езды по рыхлому снегу и катания с гор. Его можно сделать из летнего, смонтировав дополнительное оборудование, или купить в магазине. Фото Алексея Флоринского.
Фото Зои Флоринской.
Если велосипед едет прямо, сила тяжести mg, приложенная к центру тяжести O системы «велосипед—велосипедист», и сила реакции опоры N (она возникает в точках контакта передней и задней шины с дорогой) расположены в одной плоскости, направлены вертикально и противоположно друг другу. Когда же велосипедист собирается совершить поворот, он наклоняет машину в сторону поворота. Посмотрим, что происходит. Сила тяжести mg по-прежнему направлена вертикально вниз, а направление силы реакции опоры N отклонено от вертикали. На схеме видно, что равнодействующая силы тяжести и силы реакции опоры (назовём её F) «старается» уронить велосипед. Чтобы не грохнуться, нужно создать силу, противодействующую силе F. Все велосипедисты с успехом это делают, совершенно не задумываясь о физике. Дело в том, что во время поворота на велосипед и седока действует ещё и центробежная сила Fц, также приложенная к центру тяжести системы. Она равна произведению массы велосипедиста с велосипедом m на отношение квадрата линейной скорости v к радиусу поворота R: Fц=m*v2/r. Из этого следуют два интересных вывода: чтобы повернуть очень круто, нужно наклониться очень сильно и, чтобы велосипед был более устойчив, ехать как можно быстрее.
Шипованные шины усиливают сцепление колёс с дорогой, помогая велосипедисту избежать заноса на скользком покрытии.
Велосипедист в полной зимней экипировке.

Пятно контакта, центр тяжести и устойчивость

Во время езды вес велосипедиста и его машины равномерно распределяется между двумя колёсами, каждое из которых опирается на землю в одной точке. На самом деле это не точка, а пятно, как говорят инженеры — пятно контакта. Чем больше нагрузка на шину и чем слабее она накачана, тем больше будет площадь пятна. И наоборот, чем нагрузка меньше и чем сильнее накачана шина, тем меньше площадь пятна, или, как написано в учебниках физики, площадь опоры. Велосипед будет тем устойчивее, чем площадь опоры больше.

Устойчивость повышается, если разогнать велосипед до приличной скорости. Каждый знает, что труднее всего стартовать и останавливаться, а ехать, особенно быстро и по прямой, значительно проще. Это как с волчком: чем быстрее он вращается, тем труднее вывести его из равновесия. Правда, на зимней дороге сильно не разгонишься. У неё особый характер, и велосипед к зимнему сезону надо готовить особо.

Зимой и осенью по грязи, снегу и льду лучше ездить на велосипеде с низким центром тяжести. Подойдёт, например, складной или горный велик с колёсами небольшого диаметра.

Колёса и шины

Основное отличие осенне-зимней дороги от летней — пониженный коэффициент трения. Трасса бывает мокрой и скользкой из-за опавших листьев, грязи, снега или льда. Это резко снижает сцепление колёс с дорогой и создаёт дополнительный риск заноса и падения, а также удлиняет тормозной путь. Понятно, что чем лучше сцепление колёс с дорогой, тем надёжнее торможение.

Чтобы усилить сцепление, надо увеличить площадь пятна контакта. Для этого можно слегка приспустить колёса, но лучше поставить более широкие покрышки: чем шире шины, тем проще тормозить, ведь у них больше пятно контакта. Выбирать форму протектора и грунтозацепов надо в зависимости от того, по какой дороге вы собираетесь ездить. Совет по этому поводу даст любой продавец велосипедов в специализированном магазине. Для езды по льду выпускают даже велопокрышки с металлическими шипами.

Торможение и занос

Чем сильнее велосипедист давит на тормоз, тем эффективнее торможение. Но это только в том случае, если колёса продолжают крутиться. Если же они стопорятся тормозом, то велосипед начинает скользить и его может занести. Чтобы этого избежать, на автомобили, например, ставят антиблокировочные электронные системы. Они автоматически регулируют силу торможения так, чтобы колёса не стопорились. К сожалению, на велосипедах таких систем пока нет. Но опытные байкеры чувствуют момент блокировки колёс не хуже электронных приборов.

Как правило, у велосипеда с тормозами на двух колёсах передняя покрышка стирается сильнее. Почему? Вспомните: когда автомобиль или велосипед с пружинной передней вилкой резко тормозят у светофора, они слегка «клюют носом» (накреняются вперёд). При этом нагружается переднее колесо и разгружается заднее. В случае резкого торможения сцепление переднего колеса с дорогой увеличивается, а заднего уменьшается. При резком торможении на крутом повороте велосипед может пойти в занос, юзом (особенно на крутом повороте). Так что, оборудуя байк для зимней езды, на него стоит поставить надёжные, например дисковые гидравлические, тормоза, причём прежде всего на переднее колесо.

Подгонка к гонке

Летом седло велосипеда поднимают на такую высоту, чтобы полностью выпрямленная нога его хозяина плотно касалась стопой всей поверхности педали, находящейся в крайнем нижнем положении. Тогда на педали будут давить не пятки, а подушечки пальцев. На скользкой осенне-зимней дороге устойчивость меньше, поэтому седло лучше опустить так, чтобы вытянутые ноги касались земли. Следите за тем, чтобы ноги не соскальзывали с педалей. Неожиданный срыв ноги может привести к падению и серьёзной травме. Педали надо содержать в чистоте, чтобы обувь на них не скользила.

Руль устанавливают так, чтобы сидеть было удобно. Разные типы и модели велосипедов предполагают разную посадку. Но есть общее правило: велосипедист должен иметь возможность, не изменяя посадку, убрать руки с руля на несколько секунд, сохранив при этом устойчивость.

Рукоятки тормозов надо надёжно закрепить на руле, предварительно установив в такое положение, чтобы вытянутые пальцы составляли прямое продолжение руки, держащей руль. Возьмите себе за правило при активной езде держать указательные и средние пальцы рук на тормозных рычагах.

Велосипед любит чистку и смазку. В холод его детали почти всегда оказываются мокрыми. А это значит, что их надо обильно смазывать. Обратите особое внимание на цепь, втулки, каретку. Смазку желательно выбрать не густеющую на морозе.

Если летом грязевые щитки, они же крылья, служат, в основном, эстетическим дополнением, придающим байку законченный вид, то в холод и слякоть они просто необходимы. Мокрая поверхность стальных и, особенно, хромированных ободов проскальзывает в тормозных колодках — это равносильно отсутствию тормозов. Поэтому лучше иметь велосипед с нескользящими при намокании ободами, а ещё лучше — с гидравлическими тормозами.

Зимой все детали байка должны выдерживать низкие температуры. Обратите внимание на переключатели скорости. Силуминовые переключатели на морозе становятся хрупкими и могут расколоться. Их надо заменить на морозостойкие.

По максимуму оборудуйте байк фарами, габаритными огнями, а также светоотражающими приспособлениями. Чем их больше, тем лучше вас видно на дороге, особенно в сумерках и темноте.

Перед выездом из дома убедитесь, что велосипед полностью исправен. Внимательно осмотрите машину, тщательно проверьте все крепления, натяжение цепи, фиксацию колёс, работу тормозов, регулировку переключателей скоростей, подкачайте шины. Любой разболтавшийся винтик может стать причиной больших неприятностей в пути.

«Капустный» прикид

Комфортная езда на велосипеде невозможна без хорошей экипировки. Если вы предпочитаете не думать об этом, а надеваете старые джинсы, хлопчатобумажное бельё и болоньевую куртку, то можете «сломаться» уже через 15 минут активной езды. Сначала вам станет жарко, и вы вспотеете. Хлопок впитает в себя пот, затем влажная ткань начнёт охлаждаться, и вы замёрзнете. Существуют «дышащие» мембранные синтетические материалы. Они пропускают испарения тела и одновременно защищают его от холода, ветра и влаги снаружи.

Опытный велосипедист всегда одевается многослойно, как капуста: нижний слой — нательное синтетическое бельё, отводящее влагу. Второй слой — тоже влагопроницаемый, но он держит тепло. Подойдёт одежда из шерсти, флиса (синтетики) и других тканей. Кстати говоря, шерстяным может быть и первый и второй слой, потому что шерсть гораздо лучше, чем хлопок, пропускает влагу. И, наконец, третий слой — верхняя одежда, изготовленная из пористой «дышащей» синтетики. В качестве третьего слоя можно надеть и тонкую куртку со специальной пропиткой. Если вы одеты правильно, перед выездом вам может быть немного прохладно. Не волнуйтесь, в пути разогреетесь!

В холодную погоду чаще всего мёрзнут руки, ноги и «пятая точка». Утеплите эти места особенно тщательно. Наденьте тёплые велотрусы или велорейтузы. Иногда имеет смысл сменить жёсткое и холодное седло на более мягкое и тёплое.

Одним словом, одежда должна быть удобной. Хорошо, если она будет яркой и контрастной, так безопаснее. Не стоит надевать никаких развевающихся и болтающихся предметов. Обязательно обзаведитесь удобными защитными очками и шлемом.

Безопасность превыше всего

Любители ездить без подготовки по российским дорогам, где нет не только велодорожек, но и элементарного уважения со стороны пешеходов и водителей, должны помнить: смертность среди владельцев двухколёсного транспорта у нас в десятки раз превышает таковую среди автовладельцев.

Опытные байкеры говорят, что осенне-зимний стиль езды должен отличаться от летнего большей осторожностью и собранностью. Ничего не боятся только дураки, которые на дороге долго не живут. Не рискуйте, думайте над каждым своим движением. Научитесь замечать и исправлять свои ошибки. Даже если под вами сухой грунт, за поворотом, в который вы входите на большой скорости, вполне может оказаться лужа или лёд. Поэтому при езде зимой выбирайте пониженную передачу и сильно не гоните. Это спасёт от заноса и других неожиданностей. Если же вы пересекаете длинный скользкий участок дороги, особенно покрытый мокрыми листьями, жидкой грязью или подмёрзшими лужами, старайтесь поменьше вилять рулём и не пользоваться тормозами. Лучше проехать его по прямой, никуда не сворачивая.

Упорными тренировками можно добиться того, что вы почувствуете свой байк продолжением себя и ощутите как собственное тело. Вот тогда можно смело выезжать на зимнюю дорогу.

Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее