Увейнат: наскальная живопись на краю света

Кандидат исторических наук Алексей Подцероб. Фото автора.

Меня удовлетворяет только то, что я могу видеть собственными глазами.
Ан-Нууман абу Ханифа, арабский учёный-факих. VIII век

Таким древний художник увидел атакующего быка.

Сахара известна бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелёными островами оазисов. Но не менее известна она и своими петроглифами и наскальными рисунками — немыми свидетелями исчезнувшей жизни племён и народов, некогда её населявших. В Великой пустыне (именно так переводится название «Сахара» с арабского языка) расположены четыре огромных музея под открытым небом. Это Тассили Аджер в Алжире, Акакус и вади Матхандуш в Ливии (о них я рассказал в «Науке и жизни» — № 7, 2008 г.) и, наконец, Увейнат, лежащий на стыке границ Ливии, Египта и Судана. Там мне удалось побывать в прошлом году, когда Ливия ещё была стабильной и безопасной страной.

Даже по меркам труднодоступных сахарских дорог добраться до Увейната совсем непросто. Прежде всего, требуется сменить четыре самолёта. Сначала вылет из заснеженной Москвы во Франкфурт, оттуда рейс на Триполи, встречающий прибывших влажным, тёплым воздухом южного Средиземноморья. В столице Ливийской Джамахирии пересадка на авиалайнер, летящий в Бенгази, где необходимо пересесть ещё на один самолёт, который доставит в оазис Куфра, находящийся в тысяче километров от побережья. А затем продвижение на машинах на 350 километров в абсолютную пустоту и бездорожье центральной Сахары...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее