№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Программа «Медуза»

Юрий Фролов, биолог.

Богатый улов медуз у рыбаков Южного Китая.
Сушёные на солнце медузы во многих странах Азии считаются деликатесом.

В некоторых античных трактатах по географии сообщалось, что за Геркулесовыми столпами море наполнено тягучей желеобразной массой, которая не даёт проплыть судам. Нечто подобное уже лет десять можно временами наблюдать в морях, омывающих Китай и Японию: массовое размножение крупных медуз. По оценкам, в 2005 году в Японском море медуз метрового диаметра и крупнее было около 20 миллиардов.

Проплыть через их стада пока удаётся, хотя уже был случай, когда небольшой японский траулер перевернулся, пытаясь вытащить трал, набитый огромными медузами (см. «Наука и жизнь» № 6, 2010 г.). Одна особь диаметром около двух метров тянет на весах до 200 килограммов.

Выяснить причины того, что в морских экосистемах эти крупные кишечнополостные временами становятся господствующими организмами, вытесняя рыбу, должна принятая в Китае программа «Медуза», на которую за пять лет будет потрачено четыре миллиона долларов. Дело не только в том, что страдает рыболовство, теряя миллиарды долларов, что закрываются пляжи, гибнет рыба на морских фермах, забиваются системы охлаждения прибрежных АЭС. В морях Юго-Восточной Азии (и у нас в дальневосточных водах) иногда размножается небольшая медуза, прикосновение щупалец которой убивает человека за три минуты. За год от медуз в мире гибнет гораздо больше людей, чем от акул.

Массовое размножение медуз, происходящее не только у берегов Азии, но и в австралийских и африканских водах, связывают со слишком активным выловом рыбы. Так, у берегов Намибии рыбаки почти уничтожили популяцию сардин, в рацион которых входят и медузы, два вида которых, освободившись от поедания сардинами, сильно размножились. А этот район был одним из самых богатых рыбой в мире. Студенистые существа поедают рыбью икру и мальков, что не даёт популяции сардин восстановиться. Теперь биомасса медуз у берегов Намибии в три раза превосходит общую биомассу сардин, хека, макрели и анчоусов. По тем же причинам вылов анчоусов в Жёлтом море упал с 2005 года в 20 раз. В 2009 году китайская биологическая экспедиция по Жёлтому морю отметила, что 95% уловов в тралах составляли медузы.

Другая причина — загрязнение прибрежных зон стоками от городской канализации и удобрениями, которые смываются в море с полей. В результате размножаются микроскопические водоросли, активно потребляющие кислород. Возникают зоны заморов, а в них медузы, которым кислород почти не требуется, чувствуют себя гораздо комфортнее, чем рыба. Начиная с 60-х годов прошлого века площадь таких зон в Мировом океане удваивается каждые десять лет. По мнению китайских океанологов, играет роль и глобальное потепление, хотя механизм его влияния на численность медуз пока неясен. Возможно, говорят они, эти факторы, действуя вместе, приведут к тому, что наши моря станут похожи на моря докембрия, когда (более 550 миллионов лет назад) на Земле почти не было организмов с твёрдыми частями тела.

Одна радость — в кухнях азиатских народов медузы используются довольно широко. Так, в Китае их уже более тысячи лет солят, как мы солим огурцы, или сушат (в результате образуется нечто вроде сушёных грибов или тонких коричневых блинов). Медузы присутствуют в рецептах японских суши. В Таиланде из них делают лапшу. В 2006 году, во время массового размножения крупных медуз у берегов Японии, эти желеобразные существа пошли даже на начинку для пирожков, из них варили супы. А поскольку китайцы и японцы живут во многих странах мира, промысел 12 съедобных видов существует в небольших объёмах также в Индии, США и Австралии.

У нас в Приморье медуз ловят и экспортируют в Китай и Японию, а учёные Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра уже разрабатывают рецептуру продуктов из медуз, чтобы предложить их магазинам Владивостока.

Конечно, медуза на 96—97% состоит из воды. Но и огурцы состоят из воды на 95%. А белков в сушёной медузе много больше, чем в свежем огурце, — 5,5 против 0,8%. В медузе солёной вообще 11% белка. Калорийность ста граммов сушёной медузы 36 килокалорий, огурцов — 15 килокалорий. В огурцах гораздо больше витаминов, зато медузы — богатый источник железа и селена. Так что, выловив всю рыбу в морях и океанах, мы, возможно, перейдём на медуз.

Другие статьи из рубрики «Лицом к лицу с природой»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее