и пронзительно едкий — от крапивы,
мешаются со сладким духом, необычайно
тонким, как где-то пролитые духи, — от яблок.
И. С. Шмелёв. Лето Господне
Многие растения обладают сильным ароматом, особенно во время цветения. В одном из парков Франции есть миксбордер (цветник вытянутой формы) длиной около километра, составленный из многолетних, сильно пахнущих видов растений. Всего же в мире насчитывается около 3000 ароматических растений, запах которым придают эфирное масло, кумарины, органические кислоты и их сложные эфиры.
Сила запахов у разных растений различна и в большинстве случаев зависит от количества и состава эфирного масла. Так, чтобы почувствовать запах ландышей, даже, когда они растут большой группой, нужно чуть ли не уткнуться в них носом, а два-три кустика фиалок напоминают о себе уже с расстояния двух-трёх метров. Одно из самых же пахучих многолетних растений в средней полосе России — абелия корейская. Названо оно в честь английского врача, ботаника и зоолога Кларка Абеля (1780—1826). Невзрачные цветочки абелии пахнут душистым табаком. В жаркую ветреную погоду этот запах можно почувствовать на расстоянии 300 метров от растения.
Щедро одарила природа эфирными маслами цитрус бергамия, или бергамот. Из его плодов получают бергамотовое масло, знакомое всем по запаху чая Эрл Грей: из листьев — масло петитгрейн с сильным фруктово-леденцовым запахом с древесно-травяными оттенками, а из цветков — эфирное масло нероли с освежающим, пряным ароматом и сладковатыми цветочно-травяными нотами.
Термин «эфирные масла» появился в XVIII веке. Название «масла» они получили за внешнее сходство с настоящими жидкими маслами, а эпитет «эфирные» — благодаря летучести и способности перегоняться с водяным паром.
В химическом отношении эфирные масла — жидкие смеси летучих органических соединений с преобладанием одного или нескольких компонентов, они вырабатываются растениями и обуславливают их запах. Смесь может состоять из большого числа разнообразных по химическому строению компонентов, которые, обладая собственным ароматом и находясь во вполне определённом соотношении друг с другом, образуют запах, характерный именно для данного вида.
Растения обладают разной способностью вырабатывать эфирные масла, и те, в которых образуется достаточно большое их количество, называют эфироносами и часто используют для получения эфирных масел в чистом виде. Но существует множество растений с гораздо более скромными способностями, которые тем не менее обладают приятным, а иногда восхитительным запахом.
Образуются эфирные масла во всех частях растений, но количество их в различных органах неодинаково. Больше всего — в листьях, меньше — в плодах и цветках. И совсем редко они есть в корневищах, как, например, у аира болотного или ириса германского, которые парфюмеры из-за их запаха называют «фиалковым корнем».
Биологическое значение эфирных масел для растительного организма ещё окончательно не установлено. Не подлежит сомнению утверждение, что они привлекают насекомых определённых видов, опыляющих цветки, или отпугивают животных, которые хотят их съесть. Вместе с тем существует несколько гипотез, согласно которым эфирные масла — активные участники обменных процессов и, обладая противомикробным, противовирусным, противогрибковым действием, защищают растения от болезней. Не выдерживает никакой критики весьма распространённое утверждение, что эфирные масла, испаряясь, предохраняют растения от перегрева и переохлаждения.
Качественный состав эфирного масла может быть близким у совершенно непохожих растений, относящихся к разным ботаническим семействам. В то же время он может меняться до неузнаваемости в зависимости от изменений, происходящих в окружающей среде. Среди таких растений — чистец византийский. В прохладные дни у него лёгкий пряно-смолистый аромат, присущий многим представителям семейства губоцветных, а в жару серебристо-войлочные, шерстистые листья чистеца при растирании сильно пахнут дыней.
Гвоздикой, помимо самих гвоздик, пахнут, но не столь сильно, цветки подбела гибридного, появляющиеся сразу после стаивания снега. Ландышем — кроме самого ландыша — актинидия коломикты, особенно её мужские цветки. Чайной розой — камелия китайская. Цветками шиповника — разрезанное корневище родиолы розовой, за что это растение и получило видовое название. Жёлтенькие невзрачные цветки родиолы почти не пахнут.
Не только огурцам свойствен огуречный запах. Так же пахнут бораго, или огуречная трава, окопник, таволга и кровохлёбка малая.
Лимоном пахнут листья мелиссы лекарственной, змееголовника молдавского, несколько видов котовника, один из видов полыни и лимонное сорго. А вот котовник кошачий, который ещё называют котовником лимонным, часто не оправдывает своего названия. При размножении семенами он даёт разнообразные формы, которые и пахнут по-разному. Лимонный запах — самый редкий из них. Гораздо чаще среди сеянцев котовника встречаются растения с запахом керосина или грибного супа. Такими же разными бывают запахи тимьяна обыкновенного и тимьяна ползучего, или чабреца. Чабрец может иметь сладкий запах, знакомый многим по препарату от кашля «Пертуссин», а может пахнуть чистым тимолом (запахом зубоврачебного кабинета, где тимол используют для дезинфекции полости зуба перед пломбированием) или даже душистым перцем.
Отличаются не только соцветиями, но и ароматом два очень похожих растения семейства сложноцветных — пижма бальзамическая и тысячелистник бальзамический. Тонкий и вместе с тем сложный аромат листьев пижмы бальзамической совершенно не похож на аромат листьев бальзамического тысячелистника, в котором преобладает резкий запах медицинской камфары.
Специфический «медицинский» запах, хорошо знакомый по мазям, которые применяют при болях в суставах, придаёт растениям метилсалицилат, относящийся к классу сложных эфиров. Содержится он во многих растениях, в частности во всех частях таволги вязолистной. Но самый сильный запах этого природного вещества имеет берёза сливолистная — дерево родом из Северной Америки.
Притягательным свежим запахом сена обладают довольно распространённые в растительном мире кумарины — гетероциклические соединения, производные бензо-α-пирона. Впервые эти соединения были выделены из бобов тонко — плодов тропического растения диптерикса душистого, которые содержат их столько, что при сушке кумарины выделяются на поверхности плодов в виде кристаллов с сильным сладковатым ароматом, напоминающим одновременно ваниль и мускатный орех. Кумарины участвуют в формировании притягательных запахов плодов боярышника, ирги, облепихи, чёрной смородины, яблони, груши, малины, черники, морошки, а также листьев донника, брусники, голубики и черники, корней дягиля лекарственного. Все травы, содержащие кумарины, пахнут сильнее в высушенном виде. Кумариновый аромат может удерживаться очень долго: так, пахнущие кумарином пажитник и донник сохраняют запах в гербариях, пролежавших целое столетие.
Самые разнообразные органические вещества, аминокислоты, органические соединения серы и т.д., придают растениям запах, который трудно назвать приятным. Тухлым мясом отдают цветущие груши, рябина и кирказон маньчжурский. Цветки его имеют форму саксофона. На сужении в зеве расположены направленные вниз острые волоски. Тычинки находятся вверху, у цветоножки. Насекомое, попавшее в цветок, не может выбраться из него до созревания пыльников. Высыпавшаяся из них пыльца скапливается на «дне» цветка, полностью обволакивая муху. После этого волоски отмирают, и «запанированная» муха отправляется в следующий цветок. Для ещё большего привлечения мух, предпочитающих мясную пищу, цветки кирказона маньчжурского окрашены в «мясной» цвет, а вот у кирказона крупнолистного они жёлтые и пахнут только что выловленной рыбой, это, вероятно, и привлекает насекомых с такими вкусовыми наклонностями.
Запах селёдочного рассола придаёт цветкам большинства видов боярышника триметиламин. Не пахнут только махровые, розовые цветки боярышники. Все остальные отличаются сильным «ароматом», неприятным для людей, но очень привлекательным для опылителей цветков. Нельзя назвать притягательным запах цветов барбариса, наводящий на мысль о нестираной половой тряпке или гнилом картофеле. Причём у цветков молодых барбарисов это ощущается слабо, а вот для того, чтобы приблизиться к большому кусту барбариса обыкновенного, надо сделать над собой определённое усилие.
Но самый неприятный запах имеет красивое декоративное растение клопогон кистевидный. Во время цветения растение синтезирует серосодержащие соединения меркаптаны — вот причина того, что возле куста долго не простоишь: пахнет свежими фекалиями. Особенно сильно запах ощущается в помещении, поэтому клопогон не следует использовать в букетах. Точно такой же аромат и у цветущей айвы обыкновенной, но он ощущается, только если понюхаешь цветок.
Очень неприятно пахнут ещё два растения, принадлежащие к совершенно разным семействам: болиголов и чернокорень. Из-за содержащихся в них алкалоидов оба «благоухают» мышами. Этот запах позволяет отличить болиголова от многочисленных лекарственных и съедобных растений из семейства зонтичных, что очень важно, поскольку болиголов смертельно ядовит.
Специфический запах чесноку и луку придают серосодержащие тиосульфинаты. Эти же вещества, но в значительно меньшем количестве, придают запах растениям из семейства крестоцветных. Чесноком пахнут ярутка полевая и чесночница, которая даже название получила из-за чуть острого, чесночного вкуса и аромата.
Наступила осень. Сажая те или иные растения в своём саду, представьте не только, как они будут выглядеть через несколько лет, но и каким ароматом вы будете наслаждаться — ведь мир растительных запахов так разнообразен.
Фото Натальи Замятиной и Игоря Константинова.