Не каждая птица может принести самца

Татьяна Зимина.

Какапо, или совиный попугай, обитает в Новой Зеландии. Эта птица утратила способность к активному полёту и ведёт ночной образ жизни. Иллюстрация из книги Вальтера Лаври Буллера «Птицы Новой Зеландии», опубликованной в 1873 году.

Проблема рождения потомства разного пола у данной пары, оказывается, существует не только у людей, но и у птиц. Теоретически соотношение полов у вылупившихся птенцов должно быть 1:1. Но многочисленные наблюдения в зоопарках мира говорят, что на деле всё не так.

Сотрудники Московского зоопарка проштудировали исследования, проведённые на эту тему в разных уголках планеты, и систематизировали их результаты. И вот что оказалось.

Неравное соотношение самок и самцов прослеживается уже на самых ранних стадиях развития будущих птенцов — в оплодотворённой зиготе. Половой перекос проявляется и позже — при рождении птиц. Причём преобладание того или иного пола в потомстве продемонстрировано для большого количества видов птиц, например для удода кукушечьехвостого, обыкновенной пустельги, мухоловки-белошейки, большой синицы, лазоревки, обыкновенного скворца и др.

Достоверного научного объяснения этого явления орнитологи пока не нашли. Но заметили, что на соотношение полов в оплодотворённых зиготах (первичное соотношение полов) влияют условия жизни родителей. Например, самки какапо (совиный попугай), получающие дополнительное питание, производят больше самцов. Возможно, причина в том, что у какапо самцы крупнее самок, и их выращивание требует больше энергетических затрат. Так это или нет, должны показать новые эксперименты, но отмеченный факт уже используется в работе по сохранению данного вида птиц.

Эффект дополнительного кормления прослеживается и во вторичном соотношении полов, то есть соотношении полов при рождении. Так, для средиземноморской чайки при хорошем питании родителей выше выживаемость эмбрионов самцов. А на выживаемости эмбрионов самок питание никак не сказывается. Есть и обратные примеры. У зебровой амадины (семейство вьюрковых ткачиков) при хорошем питании достоверно наблюдалось больше самок. Поэтому в неурожайные на корма годы у этих птиц рождается больше самцов.

На пол потомства влияет не только питание. В различных экспериментальных работах было достоверно выявлено, что у австралийских сорных кур (предки домашних кур) на соотношение♂/♀ среди птенцов влияет температура инкубации. При низкой температуре вылупляются самцы, а при высокой — самки. При комфортной же (средней) температуре цыплята обоих полов рождаются в пропорции 1:1. Так что кому нужны петухи, держите яйца в холоде.

Сорные куры, или большеноги, распространены в Австралии и на островах к северу от материка. Большеноги не высиживают свои яйца, а закапывают их в землю или в гумус, где они развиваются, прогретые солнечным светом или теплом, возникающим при гниении растений.