— Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. Ни то, ни другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
— Буду!
Конечно, герой предлагаемого очерка – не Бог, не совпадают и другие моменты «аналогии», но… Не секрет, что есть темы, по поводу которых даже специалистам трудно договориться, ибо доказательств – неоспоримых, очевидных для всех доказательств, что суть темы следует трактовать только так и не иначе, – пожалуй что, нет. А без доказательств… Будут предприниматься всё новые и новые попытки их найти. История, тем более древняя, полна таких тем. Вот одна из них.
***
«Повесть временны`х лет» (начало XII века) запечатлела у истоков русской истории загадочное имя — Рюрик. Он «пояша по собе всю русь и придоша к словеном» откуда-то из «варяжского» заморья. В том виде, в каком он представлен в летописном рассказе, Рюрик, безусловно, весьма крупная историческая фигура, слишком крупная, чтобы целиком поместиться на страницах одной только «Повести временных лет» и остаться незамеченным для всей остальной Европы — худо-бедно, но всё же грамотной, корпящей в тиши монастырских келий над своими анналами и хрониками. Между тем наукой давно установлено, что единственное историческое лицо, чьё имя и хронологические рамки биографии полностью совпадают с именем и временем деятельности летописного Рюрика, — это Рорик Ютландский, маркграф Франкской империи. И хотя, как мы скоро убедимся, он не может претендовать на роль прототипа или исторического двойника своего летописного тёзки, личность его тем не менее занимает особое место в начальной русской истории.
Рорик Ютландский
Беглый очерк его жизни выглядит так.
Отец Рорика, Хальвдан, принадлежал к клану Скьолдунгов — одному из «королевских» датских родов, во владении которого находилась территория Шлезвиг (на юге Ютландии). Земли эти в VIII—IX веках были населены данами и поморскими славянами — ваграми и ободритами (окрестные народы называли их вендами — от латинского слова «венеды»). Близкое соседство приводило как к взаимной вражде, так и к нередким династическим бракам между датскими конунгами и ободритами. Например, руническая надпись на камне, воздвигнутом славянской княжной Тови, дочерью ободритского князя Мстивоя, удостоверяет, что она стала женой датско-норвежского конунга Харальда Гормссона...