Ответы и решения. Странности картин

Наталья Карпушина.

(См. «Наука и жизнь» № 2, 2012 г., статья «Странности картин»)

Наука и жизнь // Иллюстрации

Полотно Дирка Баутса «Христос в доме Симона» — настоящая головоломка. На нём можно обнаружить немало ошибок, несоответствий и даже нереальных объектов.

Во-первых, в глаза бросается нарушение пропорций. К примеру, у монаха справа голова несоразмерна остальным частям тела — слишком большая (1). Странно выглядят руки человека рядом с ним, кажется, они вообще разной длины (2). Имеются проблемы с линейной перспективой. Персонажей, стол и предметы на нём, некоторые детали, стены и пол комнаты, даже колонны и пейзаж вдали — всё это мы видим с разных точек. Создается впечатление, будто их рисовали порознь, в разной перспективе и после соединения в одно целое они оказались не связаны друг с другом.

Слева неправильно изображены части проёма, к которым крепятся основание и капитель декоративной колонны (3): линии их верха и низа должны быть соответственно параллельны, однако они скрещиваются, превращая всю конструкцию в невозможную фигуру. Необычно выглядит и сама колонна — линии основания сильно искривлены, а вот колонна на заднем плане такого изъяна лишена.

Наконец, недостатком с точки зрения геометрии можно назвать «перебор» ножек у изображённого на переднем плане стола. Внутренние подпорки (4) явно лишние. На гладком полу стол и без них будет стоять твёрдо за счёт имеющихся параллельных опор (5), поскольку две параллельные прямые однозначно задают плоскость и фиксируют её положение в пространстве.

Другие статьи из рубрики «Беседы об искусстве»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее