№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Школьники изучают ветровое колесо и создают программы для распознавания птичьих трелей

В октябре завершился очередной Всероссийский конкурс «Учёные будущего», организованный Министерством образования и науки РФ, корпорацией Intel и МГУ им. М. В. Ломоносова.

Его участники — а это школьники 9—11-х классов из России и стран СНГ — представили научные проекты в категориях: «Химия и нанотехнологии», «Физика», «Биология и науки о жизни», «Техника и инженерные науки», «Науки о Земле», «Математика» и «Программирование». Для участия в очном этапе конкурса, который проходил в Москве в рамках Фестиваля науки, эксперты отобрали 83 проекта из более чем 700 заявок.

На стендах раздела «Техника и инженерные науки» демонстрировались рабочая модель системы автоматической ориентации солнечной батареи, звуковой сортировщик мусора, робот, изготавливающий полимерный материал.

Проекты категории «Программирование» оказались, возможно, не так зрелищны, но не менее интересны: стоит отметить приложение для управления курсором с помощью голоса, авторский алгоритм шифрования, систему оценки исполнения музыки и приложение для распознавания дорожных знаков на базе платформы Android.

В категории «Физика» были представлены как исследовательские работы, так и механизмы, демонстрирующие применение физических законов: от моделей гравитационного взаимодействия и «карусели Гельмгольца» до нанокомпозитных плёнок и системы визуализации кровеносных сосудов.

Участники, выбравшие раздел «Математика», работали над сложными вариантами пространств, например на базе пятиугольников, и над новыми решениями классических задач геометрии и алгебры.

Проекты, представленные в категории «Химия и нанотехнологии», были посвящены синтезу и исследованиям химических соединений и наноструктур.

Вопросы геологии, палеонтологии, почвоведения и экологии освещались в категории «Науки о Земле». Среди работ были как теоретические, так и практические, например изучение оползней левобережья города Тутаева.

Проекты раздела «Биология и науки о жизни» охватывали широкий круг тем — от генетики, медицины, зоологии, ботаники до сельского хозяйства. Один из проектов, например, был посвящён выведению различных сортов яблок.

Победителями конкурса стали:

Мария Малютина, Екатерина Холодилова (Иркутск, Россия). Категория «Химия и нанотехнологии», тема работы: «Наноархеология структурных доменов в аморфных и поликристаллических металлических лентах состава Fe(67)Co(10)Cr(3)B(15)Si(5)».

Мария Кравец (Симферополь, Украина). Категория «Физика», тема работы: «Экспериментальное исследование зависимости вращения ветрового колеса от его параметров».

Павел Курбатский (Армавир, Россия). Категория «Техника и инженерные науки», тема работы: «Многофункциональная индивидуально-адаптивная трость-поводырь для людей с ограниченными возможностями по зрению».

Елизавета Родина (Москва, Россия). Категория «Науки о Земле», тема работы: «Изучение осадков ледникового озера четвертичного периода».

Екатерина Петрова (Москва, Россия). Категория «Биология и науки о жизни», тема работы: «Термофильная микробная конверсия целлюлозосодержащих органических отходов в биоводород».

Александр Думчиков (Уфа, Россия). Категория «Программирование», тема работы: «Распознавание голосов птиц методом вейвлет-анализа».

Илья Кириллов (Москва, Россия). Категория «Математика», тема работы: «Конфигурационные пространства пятиугольников и четырёхзвенных цепочек».

Победители получили дипломы и призы от компании Intel, призы «зрительских симпатий», награды от корпорации «Росатом» и журнала «Наука и жизнь».

В нынешнем году конкурс впервые получил статус отборочного этапа Intel ISEF (International Science and Engineering Fair) — престижного международного конкурса научных работ школьников, ежегодно проходящего в США. В феврале 2013 года Intel и МГУ назовут три проекта из числа победителей и призёров «Учёных будущего», авторы которых представят свои исследования на Intel ISEF 2013.

Другие статьи из рубрики «Конкурс»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее