Дожди и снегопады уступают место летним засухам, сменяются сезоны, и только склонившиеся до земли молодые берёзки до сих пор напоминают нам о ледяном дожде, прошедшем в некоторых областях Центральной России 25—26 декабря 2010 года.
Ледяной чехол, одевший ветви деревьев, хвоинки сосен, плоды рябины, провода и машины, достигал в Москве и Подмосковье толщины от 1,5 до 3 см. Январь 2011 года был холодным, а оттепели — слишком кратковременными, поэтому образовавшаяся корочка не стаивала почти месяц. Для живой природы это большой срок, в течение которого и произошло много перемен.
Каждую весну и осень мы, экологи, как врачи за пациентами, наблюдаем общее состояние лесов. Легче всего перенесли катастрофу еловые посадки, ведь крона ели узкая, низбегающая. У елей и сосен в первый год после повреждения отмирали сломанные стихией ветви и вершины. В последующие годы выросли новые вершинки — так хвойные деревья реагируют на утрату верхушечной почки. А вот после стаивания ледяной корки почти нигде не произошло полного распрямления согнувшихся стволов берёз и ольхи. Заметно меньше пострадали от ледяного дождя широколиственные породы — дубы и липы. При утрате крупных ветвей у них лишь изменилась форма кроны. Очень уязвимыми оказались древовидные ивы (ветла, ракита). Удивительную способность распрямляться после стаивания ледяной корки продемонстрировали кустарниковые ивы, например ива корзиночная с гибкими ветвями-плетями.
Особенно устойчивыми к воздействию ледяного дождя оказались величественные старовозрастные леса Подмосковья — Алексеевская сосновая роща, участок 200-летнего липового леса в 38-м квартале национального парка «Лосиный Остров», Тюрмеровские посадки сосны и лиственницы второй половины XIX века в Можайском районе. В Тюрмеровских посадках лишь накренились кроны некоторых лиственниц, но стволы деревьев остались без повреждений.
Намного лучше сохранились «густые» леса. Сильно повреждены были в большинстве случаев отдельно стоящие деревья на опушках и около дорог, многие из них погибли.
Вскоре после обледенения веток деревьев в подмосковных лесах уменьшилась численность насекомоядных птиц — синиц, корольков, дятлов. Трещинки коры, в которых прячется основной корм этих птиц, оказались «запечатанными» под слоем льда. И птицы были вынуждены откочёвывать из лесов — мест постоянного обитания — в населённые пункты, где их выручали кормушки и даже пищевые отходы. Спасались из зоны ледяного дождя в поисках корма даже обычно оседлые виды — буроголовая гаичка (пухляк), хохлатая синица, поползень. Увеличилась миграционная активность у привычно кочующих лазоревки и большой синицы, малого пёстрого дятла.
Последствия снижения численности зимующих насекомоядных птиц после ледяного дождя 2010 года заметны и сейчас. В лесах появилось очень много насекомых-вредителей: бабочек-боярышниц, соснового пилильщика. Массового появления их в Подмосковье до этого не наблюдалось много лет. Привлекали насекомых повреждённые усыхающие деревья. В стволы ослабленных растений проникли микроорганизмы, произошло заражение деревьев гнилями и трутовыми грибами.
Меньше насекомоядных собратьев пострадали от ледяного дождя дрозды-рябинники и свиристели, которые обычно питаются ягодами. Обледеневшие натёки на кистях ягод рябины и боярышника были только сверху, а снизу они остались доступны птицам. Поэтому массового отлёта этих пернатых из зоны ледяного дождя не происходило. Но в результате плодоядные птицы испытывали «витаминное голодание», ведь привычный для них корм — почки тополя, ясеня и других деревьев — оказался прочно замурованным под слоем льда. После стаивания ледяной корки птицы набросились на них, восполняя недостаток витаминов из-за «ягодной диеты».
Ледяной дождь в последнее десятилетие стал почти привычным явлением. Его наблюдали в Москве поздней осенью 2011 года и в начале зимы 2012-го, но всякий раз вскоре за ним наступали длительные оттепели.
В 2011 году ледяные дожди прошли в Поволжье и на Урале. Знакомы с этим явлением и жители ряда стран Западной Европы. Наблюдалось подобное и в прошлом. Зимой 1796 года первый русский агроном Андрей Тимофеевич Болотов (см. «Наука и жизнь» № 2 2013, статья «Дворяне и джентльмены в XVIII веке») писал: «9 генваря: переменяющаяся то и дело стужа с великою оттепелью в начале генваря всех озабочивала и дело было необыкновенное», «19 генваря: обледенело всё и сучья на деревьях, и льдом все деревья книзу пригнуло и переломало», «21 генваря: странный и необыкновенный иней. Сгибаются деревья до земли и очень толстые: сперва лёд, а потом снег много вреда делал, ломал деревья».
Ледяной дождь вместо пушистого снега. Возникает он в том случае, если температура атмосферного воздуха на высоте 1—2 километра положительная, а около поверхности земли — минусовая. Капельки дождя, которые формируются в верхнем, более тёплом слое атмосферы, проходят долгий путь через холодный слой воздуха и, долетев до поверхности земли, успевают замёрзнуть и превратиться в крошечные шарики льда. Размер этих «дождевых снежинок» невелик, всего 1—3 миллиметра, но внутри них остаётся незамёрзшая вода. Падая на твёрдую поверхность, шарики разбиваются, а вытекающая вода быстро замерзает, образуя ледяную корочку.
После непривычного для Европейской России ледяного дождя в ряде областей была принята программа расширения просек вдоль линий электропередачи, железных дорог, чтобы падающие деревья не повреждали провода и трассы. Однако в этом случае произойдёт «дробление» и уменьшение площади лесов, и лесное царство станет более бедным. Стоит ли сильно вмешиваться в жизнь леса и расчищать завалы из упавших деревьев? Захламлённость леса валежником часто создаёт лучшие условия для жизни животных. Такие участки, особенно в густонаселённых районах наподобие Московской области, становятся для них настоящими «островками безопасности». Ведь экологические последствия ледяного дождя могут быть длительными и привести к существенным изменениям в живой природе.
Фото Любавы Ашурковой, Александра Варламова, Анны Демидовой, Григория Ерёмкина, Вероники Кротковой, Сергея Скачкова.