Интернет имел ещё не десятки миллионов, а в лучшем случае сотни тысяч приверженцев, когда в 1996 году американский психолог Кимберли Янг описал «зависимость от интернета» и открыл первый специализированный центр для лечения этого психического расстройства. Прошло 17 лет, на эту тему выпущено более 700 научных публикаций, но специалисты всё ещё спорят — существует ли такая болезнь?
Никто не сомневается в том, что некоторые из нас пользуются всемирной сетью чересчур активно, нередко в ущерб самому себе и окружающим, просиживая онлайн чуть ли не сутками. Но одни психологи и психиатры утверждают, что это новая болезнь типа алкоголизма или наркомании, которую надо лечить, другие же настаивают, что это просто плохая привычка, сродни излишнему увлечению телевизором, болтовнёй по телефону или игрой в карты. При зависимостях от какого-либо постороннего вещества, вводимого в организм (алкоголя, никотина и так далее), изменяется химия нервной системы, а в отношении компьютера это пока не выявлено. Проблема затрудняется тем, что интересующее нас расстройство невозможно изучать на животных. Нетрудно ввести крысе наркотик, но как приучить её к интернету? Однако современные методы томографии показали некоторые изменения в нейронных сетях у людей, чрезмерно увлекающихся интернетом. В частности, уменьшается количество нейронов в префронтальнй коре — зоне головного мозга, отвечающей за принятие решений. Такие же изменения характерны для наркоманов.
Признаки болезненной зависимости ВОЗ сформулировала ещё в 70-х годах прошлого века, и они действительны по сей день. Для зависимости характерна обязательность каких-то действий (человек понимает, что это вредно, и его поведение не нравится ему самому, но он не может остановиться). Теряется контроль над своим поведением. Наблюдаются явления абстиненции (когда пациент лишён возможности удовлетворять свою потребность, он тяжело страдает физически). После периода отказа, если удаётся его выдержать, вероятен возврат к пагубной привычке.
Однако интернет-зависимость не вполне отвечает этим критериям. Французский психиатр Серж Тиссерон считает, что два последних критерия (абстинентный синдром и рецидивы) не характерны для «фанатов» интернета, чатов и сетевых игр. Он признаёт, что такая болезнь может встречаться, но очень редко и лишь у взрослых. И бывает это, только если человек уже страдает от какой-то душевной болезни или параллельно принимает наркотики.
Француза поддерживает американский психиатр Джералд Блок: по его данным, 86% из тех, кого считают болезненно зависимым от интернета, обременены чем-то ещё: депрессией, фобиями, паническими приступами беспричинного страха…
По опросу, проведённому в Норвегии среди 3400 пользователей интернета в 2009 году, 41,4% из тех, кто жаловался на навязчивое увлечение «жизнью онлайн», за год, предшествующий обследованию, хотя бы раз страдали от депрессии, а 13,6% злоупотребляли алкоголем или принимали наркотики. Соответствующие цифры для умеренных пользователей интернета — 15,8 и 1,1%.
Врачи, более близкие к практической работе с пациентами, чем теоретики из ВОЗ, считают, что навязчивой зависимостью надо считать любое поведение, которое человек хотел бы, но не может прекратить. По последним данным, опубликованным в Европе, Америке и Азии, доля неспособных отключиться от интернета составляет в разных странах от 1 до 35% пользователей компьютеров (больше всего их в Азии). Правда, такой разброс может быть связан с тем, что авторы исследований по-разному понимают термин «зависимость».
Итак, существует ли такая болезнь или нет — специалисты ещё спорят. Но в США от неё уже лечат, причём курс лечения стоит более 14 тысяч долларов. С другой стороны, в 2006 году при одном медицинском центре в Голландии открыли отделение для лечения подростков от интернет-зависимости, но через два года главврач центра его закрыл, сказав, что дело тут не в болезни, а в слабом родительском контроле за детьми.