ВЕЛИКИЙ УСТЮГ

Г. ЧЕБЫКИНА, заведующая отделом истории Великоустюжского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Фото И. Константинова.

Сколько поэтических строк, восторженных отзывов посвящено этому милому маленькому городку на севере России! Неповторимым обликом, богатейшим художественным наследием, неторопливым укладом исконно русской жизни Великий Устюг покоряет сердца многочисленных гостей.

Так смотрится город с колокольни Успенского собора.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Часть набережной реки Сухоны.
Собор Архангела Михаила, возведенный в 1653-1656 годах. Величественный крупный, он возвышается на высоком подклете. Главное сооружение Михайло-Архангельского монастыря.
Дом купца первой гильдии Василия Шилова, известного землепроходца, разведавшего Алеутские острова. Конец 1760 - начало 1770-х годов.
Спасо-Преображенский храм, построенный в 1689-1696 годах. Справа - теплая церковь Сретения (1725-1739).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Изразцы Спасо-Преображенского храма.
Один из львов, установленных на воротах дома М. М. Булдакова, "первенствующего директора" российско-американской компании, учрежденной в конце XVIII века.
Дом конца XIX века (переулок Октябрьский), украшенный деревянной рустовкой.
Илл. 1. Громадный Успенский собор - главный храм Великого Устюга.
Художники на этюдах - живописная практика в окрестностях Великого Устюга.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Изразцовые печи в одном из домов XIX века, в котором сейчас размещается библиотека.
Церковь Вознесения - самый древний и, безусловно, лучший из всех памятников Устюга - построена в 1648-1649 годах "у торгу, на площади".
"Не рыдай мене мати" (русская "Пьета"). Деревянная скульптура из Михайло-Архангельского монастыря. Первая половина XVIII века. Находится в музее, размещенном в церкви Вознесения.
Такие куклы-столбушки делают в окрестностях Великого Устюга, в городке Красавино.
Великий Устюг славится мастерами-ювелирами, мастерами по черни.
Церкви в Дымковской слободе: Сергия Радонежского (1739-1747), а на переднем плане - небольшая церковь Дмитрия Солунского (1700-1709).
Великий Устюг. Вид на набережную и соборное городище из-за реки Сухоны.
Мастер по плетению из бересты Татьяна Ильинична Дофина. ЗАО "Великоустюжские узоры".
Окрестности Великого Устюга. Село Полдараса, где речушка с тем же названием впадает в Сухону.
Возле деревни Опоки из земли бьет нерукотворный фонтан.
Радуга над Великим Устюгом.

Как прекрасно,
Что есть ты на Русской земле,
Золотинка души ее - Устюг Великий.

В. Суховский

История города начинается в далеком ХII веке. Тогда на земли финно-угорских племен в бассейне реки Юг и в низовьях Сухоны пришли колонисты из Ростово-Суздальской земли. Одну за другой заложили две крепости: Гледен - на высоком мысе у слияния Юга с Сухоной и Устюг - в излучине левого берега Сухоны близ устья Юга (отсюда - Устюг). Город Гледен - главная военная цитадель - постоянно подвергался осадам и нападениям, окончательно уничтожен вятчанами в 1438 году. Устюгу предназначена была другая судьба.

В начале ХIII века он уже значительный город в пограничных северо-восточных владениях ростовских князей. Всеволод Большое Гнездо при разделе вотчины в 1207 году передал Устюг в удел сыну Константину. В период монголо-татарского нашествия город не пострадал (золотоордынская конница не дошла до него), но принужден был платить дань. Устюжане вскоре восстали против даннических отношений. Сборщик дани баскак Багуй, спасая свою жизнь, взял в жены устюжанку Марию, принял православную веру и построил на Сокольей горе близ Устюга храм Иоанна Предтечи. В 1380 году воины-устюжане сражались в составе объединенного русского войска с монголо-татарами на Куликовом поле.

В конце ХIV века Устюжский край попал в подчинение московским князьям, и на протяжении всего следующего столетия город стал главной их опорой в завоевании северо-восточных земель. Но и Устюгом желали овладеть все противники Москвы. Не раз разоряли и грабили его новгородцы, приходили с войной галицкие князья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, опустошали окрестные селения вятичи и казанские татары. После таких набегов деревянные крепостные стены, разрушенные и сожженные, восстанавливали заново. Последние городские укрепления устюжане ставили в 1613 году.

Уже в ХIII веке около города расположились три монастыря: Троице-Гледенский (самый древний, конца XII века), Михайло-Архангельский, Иоанно-Предтеченский. Монахи-подвижники не только несли христианское просвещение языческому населению края, но и помогали укреплять великокняжескую власть во вновь завоеванных землях.

В том же веке в Устюге был построен кафедральный Успенский собор, а затем и другие церкви. В лихие времена главный храм города неоднократно горел. В 1502 году устюжане возвели шестое по счету деревянное здание Успенского собора.

С середины ХVI века Устюг - крупный центр торговли, ремесла и культуры в Поморье. Учреждая "государев удел", царь Иван Грозный включает его в число опричных городов, а с конца ХVI века Устюг официально именуется Устюгом Великим.

В период Смуты (начало XVII века) хозяйственная жизнь города несколько замирает, а устюжане активно включаются в борьбу против иноземных захватчиков, снарядив и отправив под Москву и Ярославль десять ратей. Когда же зимой 1613 года большой отряд поляков подошел к Великому Устюгу, жители под предводительством воевод М. Нагого и Г. Пушкина отстояли город, не дали врагам разграбить и сжечь его.

Важнейшие торговые дороги из Москвы в Архангельск и Зауралье проходили через Устюг, лежащий на Сухоно-Двинской водной магистрали. Город оказался на оживленном торговом перекрестке, через который русские вели регулярную торговлю с англичанами и голландцами. Транзитом шел через него огромный поток грузов: сибирская "мягкая рухлядь", продукция русского земледелия и животноводства, рыбных и соляных промыслов, западноевропейские ткани, цветные металлы, бумага, стекло, предметы роскоши, восточные товары и многое другое. Устюжский рынок был переполнен всевозможными предметами торга. В городе появился гостиный двор и множество лавок. Знаменитые пушные ярмарки привлекали сюда иноземных купцов. Их комиссионеры, приезжая в Устюг, останавливались в особой немецкой слободе под Ивановой горой.

Так в городе сложился класс профессионального купечества. Наиболее крупные состояния имели купцы гостиной сотни (Босые, Гусельниковы, Усовы-Грудцыны, Ревякины), занимавшиеся посредническими операциями по обмену русских и импортных товаров на сибирскую пушнину. Разбогатевшие горожане начали вкладывать часть капиталов в строительство каменных храмов. Так, "иждивением" Никифора Ревякина построены церковь Вознесения (1648), Михайло-Архангельский собор (1653), храм Иоанна Устюжского (1663), а на средства купца Афанасия Гусельникова возведены Прокопьевский собор (1668) и теплая Алексеевская церковь (1672).

Бурная жизнь города открыла огромные возможности для устюжских ремесленников: во второй половине XVII столетия в Устюге отмечены умельцы 55 специальностей. Они перерабатывали сельскохозяйственное сырье, обрабатывали металл, дерево, глину… Среди них было немало талантливых людей, известных далеко за пределами родного края. Особенно славились устюжские иконописцы, ювелиры, кузнецы. Многих за их мастерство вызывали в Москву - выполнять заказы царского двора.

С ХVII века особое значение в развитии экономики России приобретает Сибирь - огромный, загадочный, богатый, а потому манящий край. Устюжане первыми стали поставлять в Сибирский край хлебные запасы, местные и привозные товары. Ежегодно за Уральские горы отправлялись десятки устюжан, заводили там соляные варницы, пахали землю, сеяли хлеб, промышляли зверя, строили городки, храмы, открывали новые земли и морские пути. Среди землепроходцев-первооткрывателей и знаменитых мореходов - уроженцы Устюга: Тимофей Булдаков, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов...

Тогда же, в ХVII веке, жители Великого Устюга стали свидетелями многих интересных и ярких событий: шествия по улицам города персидских и греческих купцов в живописных и необычных для севера одеждах, пышного приема голландских и шведских послов, щедро одариваемых различной снедью и крепкими напитками. С любопытством и страхом наблюдали устюжане первый фейерверк на зимней Сухоне. Падали ниц перед молодым государем Петром I, посетившим Устюг в 1693 и 1694 годах.

В 1699 году город постигла страшная трагедия. В случившемся осенью пожаре, прозванном в народе "воздвиженским", сгорело семь церквей и 692 дома. Опустошительные пожары неоднократно проходили по Устюгу и в следующем столетии. Немало бед приносили горожанам наводнения, периодически повторяющиеся на протяжении всей истории города.

В течение 106 лет, с 1682 года, Устюг - главный город епархии Великоустюжской и Тотемской. За это время устюжскую кафедру занимали двенадцать епископов и архиепископов. Почти все городские храмы оделись в камень. Они отличались разнообразием архитектурных форм, благолепием и богатством. В 1791 году в городе насчитывалось 37 каменных приходских церквей и одна деревянная. Учреждена духовная семинария. А для Успенского собора был отлит огромный колокол "Варлаам" весом 1054 пуда, и колокольный звон в особо торжественных случаях слышался далеко окрест.

В Петровскую эпоху город стал центром Великоустюжской провинции, состоявшей из семи уездов: Великоустюжского, Никольского, Лальского, Красноборского, Сольвычегодского, Устьсысольского и Яренского. По указам государя лучшие устюжские плотники и каменщики направлялись строить новый город на Неве. Некоторых купцов вынуждали переселяться в Санкт-Петербург или платить налоги в пользу новой столицы. Большую часть товаров, предназначенных для сбыта в Западную Европу, устюжские купцы должны были везти теперь не в Архангельск, а в Санкт-Петербург, преодолевая огромные трудности из-за плохих дорог.

Торговые связи Великого Устюга в ХVIII веке охватывают огромные территории: от Архангельска до Астрахани и от Санкт-Петербурга до Камчатки. Устюжане торговали с Западной Европой и Китаем. Через Архангельский порт "в заморской отпуск" шли пшеница, рожь, говяжье сало, холст, льняное семя, свиная щетина, рогожи и юфть, которые закупались в разных местах. Устюжские купцы Лев и Степан Захаровы, Григорий Наледин и Иван Курочкин имели свои торговые дома в Архангельске. А большинство устюжских купцов ездили в Кяхту: к китайской границе везли европейские ткани, русские сукна, сибирскую и камчатскую пушнину.

С 1740-х годов за пушниной устюжане стали ходить на Алеутские острова и на северо-западное побережье Северной Америки. "Пушная лихорадка" увлекла не только купечество, но и другие слои населения. Среди участников купеческих экспедиций известны имена более сорока устюжан. Из них посадский Василий Шошин трижды побывал на Ближних и Лисьих островах, на Кадьяке и на Аляске. Организаторами пушных промыслов, "паевщиками " компаний были купцы Федор и Иван Шубины, Андрей Пахолков, Иван Пальчиков. Самым удачливым из устюжан оказался Василий Шилов. Он разбогател, стал купцом первой гильдии, построил в городе красивый особняк с пышным убранством. В 1767 году Шилов представил в адмиралтейств-коллегию карту Алеутских островов "своего сочинения". Карта была признана "для первых начал довольно изрядной", а ее составитель получил золотую медаль.

Устюжане - участники многих открытий в Тихом океане и на Аляске. Сподвижник небезызвестного А. А. Баранова мореход Егор Пуртов открыл дельту реки Медной. Василий Малахов основал Николаевский редут, а его сын креол Петр позднее создал самое северное русское поселение на Аляске - Нулато и стал первооткрывателем Аляскинского хребта.

В конце ХVIII века учреждена Российско-Американская компания. В ее владения входили Алеутские, Курильские и другие острова в северной части Тихого океана и земли на Аляске. "Первенствующим директором" крупнейшей акционерной компании более двадцати лет состоял устюжский купец М. М. Булдаков.

Жители Великого Устюга весьма успешно "упражнялись в разных ремеслах и художествах". В 1785 году открыта цеховая управа, объединившая восемь ремесленных цехов: иконописный, серебряный, портной, сапожный, чарошный, кузнечный, красильный и медный. Блестящее мастерство устюжских ремесленников проявилось в самых различных областях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Широкой известностью пользовалась устюжская декоративная керамика. В кирпичных заведениях Аленевых, Замараевых и Шумиловых делали рельефные и расписные изразцы, белые "кафли". Их применяли в убранстве фасадов каменных храмов и для украшения печей, причем не только в родном городе.

В 1780 году высочайше утвержден герб Великого Устюга, в котором художник символически изобразил выгодное географическое положение города, игравшее на протяжении нескольких столетий важную роль в его развитии.

В ХIХ веке Великий Устюг - уездный центр Вологодской губернии. По переписи 1897 года, в нем проживало 11 137 человек. Основными занятиями населения по-прежнему оставались торговля и ремесло. Но к тому времени свое былое торговое значение Устюг потерял, а из художественных промыслов остались лишь чернь по серебру, мороз по жести и резьба по бересте.

После утверждения в 1804 году генерального плана города началось интенсивное строительство жилых и общественных зданий. К началу ХХ века было застроено 45 улиц и переулков. Каменные дома и храмы, поставленные ранее, органично вписались в новую застройку. Городская дума постоянно заботилась об укреплении берега Сухоны, о благоустройстве и озеленении улиц и площадей. Устюжане никогда не чурались разумных и полезных нововведений. В 1874 году в городе появился телеграф, в 1912-м - телефонная станция. Было и электричество. Значительно увеличилось число учебных заведений. Кроме нескольких мужских и женских начальных училищ открылись епархиальное женское училище, мужская и женская гимназии, женская учительская семинария. Все учебные заведения были переполнены, желающих учиться становилось все больше.

В конце ХIХ - начале ХХ века открылись три библиотеки: Пушкинская бесплатная библиотека-читальня, публичная библиотека при земской управе и читальня попечительства о народной трезвости. За их деятельностью осуществлялся строгий полицейский и церковный надзор.

Со второй половины ХIХ века (не без участия купечества) в городе и уезде начинают работать промышленные заведения, продукция которых находит широкий сбыт. Тончайшее полотно из лучших сортов местного льна ткали на Красавинской фабрике наследников Грибанова. Предприятие имело фирменные магазины в Москве, Санкт-Петербурге и на ярмарках в Нижнем Новгороде, Ирбите, Харькове. На маслобойных заводах Чебаевских выпускали льняное масло и олифу, на заводе "Новатор" Львова - клееную фанеру, на заводе "Бавария" Зебальда - отличного качества пиво и лимонад, а на кондитерской фабрике Ноготкова - вкусную карамель. В городе открываются пристань и Михайловские мастерские по ремонту и строительству судов.

В 1910-х годах Великий Устюг по развитию промышленности занимал второе место после губернского центра - Вологды.

В Устюге Великом была чрезвычайно развита благотворительность. Купцы и промышленники открывали на свои средства богадельни и приюты, жертвовали часть капитала в пользу учебных заведений, благотворительных учреждений, помогали нищим и увечным, делали богатые вклады в храмы.

В 1903 году устюжане отметили 600 лет со дня кончины святого Прокопия Праведного, устюжского чудотворца, покровителя города. Звонили все колокола, шли праздничные службы, состоялся большой крестный ход. В 1910 году в Михайло-Архангельском монастыре открыто церковное древлехранилище - первый музей в городе. А через два года Михайло-Архангельский монастырь, один из древнейших на Севере, отметил свое 700-летие. Это были наиболее значимые события в духовной жизни устюжан в начале ХХ века.

ХХ век - противоречивый и достаточно драматичный период в истории Великого Устюга. Без большого сожаления в 1917 году устюжане расстались с прежней властью, неспособной навести порядок в стране и закончить войну. Но и большевиков они приняли не сразу. Только в марте 1918 года в городе установилась советская власть, а на территории края - три месяца спустя, когда была учреждена Северо-Двинская губерния с центром в Великом Устюге.

Судьба города в советский период во многом схожа с судьбой других небольших городов нашей страны. Национализированы все промышленные предприятия, реквизированы дома и имущество большинства купеческих семей. Началось изымание ценных предметов из храмов, уничтожение тех, кто выступал против новой власти. Расстрелян редактор газеты "Волна" социал-революционер Петр Зепалов, ждал своей участи в устюжской тюрьме Питирим Сорокин. А затем - безработица и биржа труда, общество воинствующих безбожников и сбрасывание колоколов, закрытие приходских церквей, костры из икон и книг, разрушение храмов, массовые репрессии… Все это было.

Но были и люди, пытавшиеся противостоять злу, защитить красоту. В ноябре 1918 года в целях спасения ценнейшей коллекции предметов, документов и книг из церковного древлехранилища по инициативе устюжской интеллигенции был открыт Музей северодвинской культуры. Достойна глубокого уважения подвижническая деятельность директора краеведческого музея Николая Георгиевича Бекряшева и его коллег, вставших на защиту наиболее ценных в художественном отношении архитектурных памятников, икон, церковной утвари. Десятки писем в органы государственной власти, многочисленные поездки по всей округе в поисках интересных предметов старины. Сохранить удалось не все, но многое. Н. Г. Бекряшев в 1938 году был арестован и через год погиб в Онежском исправительно-трудовом лагере. В 2000 году устюжане выразили свою запоздалую признательность художнику, присвоив ему посмертно звание Почетного гражданина Великого Устюга.

Приказом министра культуры СССР Великий Устюг включен в список исторических городов союзного значения (1986 год). А через два года местный краеведческий музей получил статус музея-заповедника. В его фондах хранится более 90 тысяч предметов, нередко уникальных. Гордость музея составляют коллекции иконописи, книг, местных художественных промыслов, нумизматики. В залах музея ежегодно открывается более десяти новых выставок, постоянно обновляются экспозиции. Привлекают туристов и памятники архитектуры ХVII-ХVIII веков с сохранившимися иконостасами и монументальной живописью.

Количество туристов, посещающих город, неуклонно растет. Среди них есть и истинные знатоки, ценители отечественной истории и культуры, и те, для кого познавательный процесс только начинается. Соприкасаясь с прошлым, с истоками русской жизни, созерцая пленительные устюжские пейзажи, человек лучше понимает историю и происходящие события.

Сегодня перед городом стоит нелегкая задача - не растерять на новом пути богатое наследие, сохранить местные традиции и присущий устюжанам особый духовный мир. Великий Устюг всегда жил трудом, надеждой и верой.

Подписи к иллюстрациям

Илл. 1. Успенский собор, построенный в 1290 году как деревянная "великая церковь", не единожды восстанавливался после пожаров. И лишь в 1554 году, согласно документам, был заложен в камне. В начале XVIII века собор приобрел современный вид.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «По Руси исторической»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее