Наша семья выписывает журнал "Наука и жизнь" с 1962 года. Ежегодная подписка занимает специальную полку. Интересно перечитывать журналы: всегда находится что-то новое - забытое старое.
В редакцию я никогда не писала, а сегодня решила рассказать о своем дяде - Михаиле Никитовиче Минаеве. Он очень любил музыку, и в нашем доме всегда звучали вальсы - "Дунайские волны", "Амурские волны", "Березка", "Вальс цветов". Патефон и пластинки дядя Миша купил на свою первую зарплату. И на фронт он уходил под звуки "Вальса цветов". До войны дядя работал на Московском заводе "Газоаппарат" (Малая Тульская, 25). Провожали мы его 7 августа 1941 года. По Большой Тульской шли рабочие с заводов Замоскворечья и Москорецкого района, в телогрейках, с вещмешками за плечами. Мама провожала брата и видела, что Мишу снимали для кино.
Дядю ждали всей семьей, но известий от него не было.
Осенью 1941 года немцы бомбили подмосковную станцию Домодедово. Досталось и поселку, в котором мы жили. Зажигалка попала в наш дом, и бабушка начала выбрасывать в окно все самое дорогое - вещи, приобретенные Мишей. При падении разбилась пластинка, именно та, которую особенно берегли. Когда вспоминаю этот пожар, то отчетливо вижу себя - маленькую девочку с голыми коленками, в легком платьице, сидящую на мерзлой земле и складывающую две половинки пластинки. Это был "Вальс цветов", под звуки которого покинул свой дом дорогой нам всем человек.
А жизнь продолжалась: страшные бомбежки, победа, учеба, любовь, дети… И вот бывает же такое: 25 декабря 1985 года, в день рождения старшего сына, я увидела по телевизору в программе "Москва и москвичи. 1941 год" юношу в белой рубашке, кудрявого, со смущенной улыбкой. Это шел с ополченцами мой дядя Миша.
Мы получили на него похоронку, но где он погиб, там сказано не было. Я начала поиски и нашла: в деревне Петуховка Чаусского района Могилевской области (Белоруссия) в братскую могилу собрали все одиночные захоронения. Ехать туда далеко, возраст и доходы не позволяют. Хорошо бы организовать фонд или акционерное общество по уходу за могилами наших защитников, в плачевном они состоянии всюду.
А поклониться и "поговорить" с дядей я прихожу к Московскому заводу домашних холодильников (так после перестройки назвали завод "Газоаппарат"). Там во дворе есть памятник ополченцам завода. Нынче редко бываю в Москве, но завод, где работали мои родители и дядя, я не забываю.
От редакции. На Малой Тульской улице в Москве уже нет завода, выпускающего холодильники. В бывших заводских помещениях расположились многочисленные фирмы и фирмочки. К счастью, памятник воинам - рабочим завода, павшим в боях за независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне, стоит на прежнем месте.