Когда в конце июля — начале августа 2010 года Москву и окрестности затянуло плотной «дымовой завесой» из-за массовых торфяных и лесных пожаров, многих интересовало: что же содержится в задымлённой атмосфере? Появлявшаяся скудная информация такое любопытство удовлетворить не могла: основными были сообщения, что «содержание кислорода в воздухе в четыре раза ниже нормы». Можно было бы над этим посмеяться, если бы подобные сведения, вполне, впрочем, вписывающиеся в апокалиптическое ощущение происходившего, не обсуждались всерьёз даже в университетских лабораториях. В памяти всплывают и другие мифы, связанные с кислородом. Так, довольно часто приходится слышать: «Какой замечательный воздух за городом! Как он богат кислородом! Кислород в лесном воздухе просто пьянит (возбуждает, не даёт уснуть и т.п.)!» И хотя всё сказанное в основном верно, но не в кислороде здесь дело. Так что же в действительности стоит за нашим субъективным ощущением качества воздуха?
Смог от пожаров вокруг Москвы в августе 2010 года. На фотографиях — одна и та же улица: в июне 2010 года и в августе того же года. Фото Алексея Ефремкина.
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Содержание кислорода в атмосфере и в самом деле изменяется как во времени, так и в пространстве. Но в какой степени?
Самые значительные изменения те, которые происходили на протяжении геологической истории Земли. Считается, что наша атмосфера, первично водородно-гелиевая, в результате вулканической деятельности около 3 млрд лет назад содержала в основном углекислый газ, аммиак и метан. Кислород появился в ней лишь около 2,5 млрд лет назад в связи с жизнедеятельностью фотосинтезирующих организмов, способных окислять воду...