№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Конкурс закончен. Да здравствует конкурс!

Завершился четвёртый ежегодный творческий конкурс среди студентов учебных заведений среднего профессионального образования «Новое поколение». Лауреаты получили заслуженные награды, а организаторы объявили о приёме работ на следующий, пятый конкурс «Новое поколение-2014».

Победители, призёры и организаторы конкурса — традиционное фото на память.
От имени московского правительства победителей и призёров конкурса поздравил А. Н. Киселёв, директор Учебно-методического центра по профессиональному образованию Департамента образования г. Москвы.

Когда почти пять лет тому назад небольшая группа энтузиастов из Московской торгово-промышленной палаты и редакции журнала «Наука и жизнь» придумали и организовали конкурс «Новое поколение», никаких особенно «долгоиграющих» планов по этому поводу не существовало. Было лишь чёткое понимание того, что престиж рабочих профессий упал «ниже плинтуса», особенно в крупных городах. Что работающие предприятия задыхаются от нехватки квалифицированных кадров и что через непродолжительное время может быть пройдена точка невозврата, когда не только не будет молодых рабочих-профессионалов, но и не останется мастеров старшего поколения, способных передать свои знания и умения следующему поколению. Не то что об инновационных, просто о хоть сколько-нибудь сложных технологиях в такой ситуации мечтать не приходится. Однако выход из ситуации есть — он заключается в совершенствовании системы профобразования.

Основной идеей первого конкурса была поддержка наставников, тех, кого ещё совсем недавно называли мастерами производственного обучения. Недаром первой номинацией первого конкурса стала именно «Лучший наставник». Наставники же, как правило, люди скромные, и для них главным результатом практически всегда становятся успехи их учеников. И вот, чтобы найти этих людей и привлечь их к конкурсу, в первом же конкурсе появились номинации «Лучшее конструкторское решение», «Лучший дизайн» и «Самая актуальная работа». В этих разделах конкурса главные герои — студенты.

Первый конкурс прошёл относительно скромно, в нём приняли участие почти исключительно студенты и их наставники из Москвы и Подмосковья. Что и неудивительно, ведь поддержку «Новому поколению» с первых дней его существования оказал Департамент образования города Москвы. Завершающий этап конкурса прошёл на выставке НТТМ, и после подведения итогов творческого соревнования многие участники выставки просили провести аналогичное соревнование и на следующий год. И дело пошло. В нынешнем году на конкурс прошли отбор более 130 работ. Конкурсная комиссия предварительно рассмотрела заявки, и некоторое их количество было отклонено. Справедливости ради заметим, что на конкурс не прошли работы не по качественным показателям, а по несоответствию формальным требованиям. Некоторые работы не укладывались в рамки определённых конкурсной комиссией номинаций, несколько работ выполнили студенты вузов или школьники. Для школьников, правда, сделали исключение, их работы рассматривались вне конкурса и были отмечены специальными призами.

Четвёртый конкурс организован Московской торгово-промышленной палатой, журналом «Наука и жизнь», Международной школой бизнеса МТПП при самой активной поддержке Департамента образования и Департамента общественных связей города Москвы.

Генеральный партнёр конкурса — ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). «Сегодня в инновационном секторе особенно остро ощущается нехватка квалифицированных рабочих кадров, — говорит главный специалист по экспертно-аналитической работе ОАО «РВК» Ольга Белоконева. — Творческий конкурс «Новое поколение» — практически единственное мероприятие подобного рода, способствующее повышению престижа профессионального обучения и признанию ведущей роли института наставничества. Молодёжные конкурсы — эффективная социальная технология. Поддерживая «Новое поколение», РВК ставит своей целью не только поощрение научно-технического творчества молодёжи, но и развитие культуры конкурсов, которые побуждают молодёжь к творческой реализации в реальном секторе экономики, в том числе и инновационном».

Конкурс также активно поддерживают традиционные спонсоры — Лаборатория Касперского, ювелирная компания «Эстет», компания «Баскин Роббинс». Лаборатория Касперского подготовила призы для лауреатов конкурса — новейшие антивирусные программы и возможность их регулярного обновления. Оригинальные ценные подарки участникам конкурса в номинации «Лучший дизайн изделия» предоставила ювелирная компания «Эстет». А компания «Баскин Роббинс», поддерживающая конкурс с первых дней его существования, наградила победителей роскошными тортами-мороженым, что было особенно кстати, ведь награждение проходило в день, когда в столице был зафиксирован очередной температурный рекорд.

Традиционно конкурсная комиссия определяла победителей в уже перечисленных четырёх номинациях. Дизайнерская номинация оказалась самой популярной, и здесь явно доминировали работы, присланные из Московского колледжа декоративно-прикладного искусства № 36 им. К. Фаберже. Они отличались высоким профессионализмом, многие изделия имели вполне музейный уровень. И настольная композиция победителя в этой номинации, учащегося колледжа Дмитрия Налбандяна, «Взгляд в будущее» — наглядная тому иллюстрация. Вторую премию уже во второй раз получила талантливая художница, студентка Санкт-Петербургского архитектурно-строительного колледжа им. Юлия Кошелева за графическую композицию «По стопам Пиранези». Третье место досталось ещё одной настольной композиции из колледжа им. К. Фаберже — утончённо-философской работе Марии Дидрих «Белый город». Достойных работ оказалось так много, что пришлось учредить два дополнительных специальных приза, которые получили Батрас Авзурагов (колледж им. К. Фаберже) за оригинальную изящную подвеску «Горошек» и Александра Ковалёва из Педагогического колледжа им. С. Я. Маршака за аппликацию из картона и яичной скорлупы «Зимний город».

В номинации «Лучшее конструкторское решение» жюри с небольшим перевесом присудило первый приз студентам из Барнаула Егору Кондакову и Антону Тишину за работу «Датчик аварийного состояния соединения». (Наставник — В. В. Тишин. Заметим, что студенты этого преподавателя получают призы на «Новом поколении» не первый раз.)

Второе место (ещё раз отметим — с отставанием от первого всего в один голос) заняли студенты из Москвы Иван Дёмчев и Павел Кузнецов (наставник — В. А. Ванин, колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27 им. П. М. Вострухина) за великолепную работу «Приспособление для изготовления высокоточных деталей на токарных станках с ЧПУ».

Третье место — у Виталия, Василия и Артура Костычевых из Комсомольска-на-Амуре за проект роторного двигателя внутреннего сгорания. (Наставник — Артём Васильевич Костычев.) Семейное дело всегда было в России в почёте, и то, что такой семейный подход сохраняется, вполне может быть залогом того, что «кулибины» на Руси не переведутся никогда.

В этой же номинации был учреждён специальный приз «За простоту конструкторского решения». Его получил Дмитрий Мадулин из Калужского машиностроительного колледжа (наставник — А. Н. Климов) за работу «Разжимная лепестковая оправка».

Довольно много заявок поступило на конкурс в номинации «Самая актуальная работа». Здесь лучшим признан проект «Разработка модели космического аппарата “Фотон”», выполненная Вячеславом Лисичниковым из Москвы (Техникум космического машиностроения № 25). Второе место (и тоже с очень небольшим отрывом от лидера) заняли москвички Анастасия Кожанова и Анастасия Наумова (наставник — А. Н. Щербинин, Московский строительный техникум) с работой «Сохраним Землю». Девушки предложили изготавливать из отработанной полимерной тары гранулы и использовать их в качестве подложки для тротуаров, садовых и парковых дорожек. Третье место отдано Юлии Беликовой (наставник — Е. А. Прокопьева, Московский государственный техникум технологий и права) за бизнес-план устройства интегрированной детской площадки для детей-инвалидов «Мы вместе».

В номинации «Лучший наставник» лауреатами нынешнего года стали В. В. Тишин (Алтайский государственный колледж, г. Барнаул) и А. Н. Климов (Калужский машиностроительный колледж).

Все работы конкурса (не только призёры) размещены на сайте журнала «Наука и жизнь» в разделе «Конкурсы».

Итак, очередной конкурс завершён, следующий объявлен открытым. Конечно, мы не считали и не считаем, что организация одного сравнительно небольшого конкурса может кардинально изменить ситуацию в подготовке кадров. Но нам также хорошо известно, что результат может появиться, только когда для его достижения проделана некоторая работа. Впрочем, может и не появиться. Однако если не делать ничего, то ничего и не будет, и вероятность такого исхода строго равна единице. Так давайте же делать!

Оргкомитет конкурса.

Другие статьи из рубрики «Конкурс»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее