На протяжении трёхсотлетней истории дому Романовых приходилось отвечать на самые разнообразные вызовы времени. Диапазон этих ответов достаточно широк — от игнорирования вызовов (тоже ответ!) до реформ. О последних и пойдёт речь, причём не в привычном ракурсе удачных, не очень и совсем неудачных реформ, а о подходах Романовых к самой идее перемен и её реализации на практике.
Здесь возможны вопросы, которые редко оказываются в центре внимания исследователей, хотя они и имеют, несомненно, отношение к реформам и их результатам. В самом деле, в традициях ли династии Романовых решительные ответы на вызовы времени — реформы? Или государи предпочитали мелкие шажки, латание прорех при неизменном курсе? Страшились ли они реформ и какими должны быть мотивы, в том числе династические, побуждавшие к ним?
Опережая резонные возражения — слишком уж разными были в 300-летней истории Романовых вызовы и сами реформаторы, — отметим, что этот аргумент не отменяет поиск примеров, на которые ориентировались и с которыми считались Романовы. Обычно эти примеры-образы оказывались тождественны со знаковыми фигурами династии — монархами, ставшими для её членов идеалами, а для массового исторического сознания — идолами. Нетрудно догадаться, кто занимал здесь первое место...