Вплоть до XVII века пуговицы оставались драгоценными в прямом и переносном смысле. Для их изготовления применяли золото, серебро, янтарь, жемчуг, эмаль. Они были знаком высокого социального статуса и произведениями искусства. Именно тогда в Европу наведался Пётр I. Неудивительно, что царь был впечатлён и решил привнести это великолепие в российскую действительность.
Демократизация пуговицы произошла, когда знаменитый промышленник Мэтью Болтон, партнёр изобретателя паровой машины Джеймса Уатта, стал производить на своей мануфактуре в лондонском Сохо копии драгоценных застёжек. Позже появились пуговицы из стали, а потом и из пластика. Они перестали ассоциироваться с роскошью и распространились не только на верхнюю одежду, костюмы и платья, но и на бельё и ночные сорочки, окончательно став привычным элементом одежды.
Напоследок стоит, пожалуй, ответить на вопрос, которым каждый из нас хоть раз да задавался. Почему традиционно на мужской и женской одежде пуговицы расположены с разных сторон? На этот счёт существуют две версии. Первая — «боевая»: предполагается, что верхнее положение левой полы одеяния позволяло мужчинам легче извлекать из ножен холодное оружие, будь то меч, шпага или кинжал. Ведь они крепятся у противоположного от рабочей руки бедра, то есть для большинства — у левого. Получается, что отличие в конструкции женского платья от мужского объясняется лишь желанием провести границу между полами.
Более правдоподобной представляется вторая версия. Одежда на пуговицах долго была привилегией богатых, а шилась она, естественно, так, чтобы её было удобно застёгивать. По идее, для этого пуговица должна быть в правой руке, а петля — в левой. Это мужской вариант. Всё зеркально меняется, если речь идёт о даме, которую одевает служанка или горничная. Такая прислуга давно уже в прошлом, но и описанная схема теперь всё чаще нарушается.
***
Чем проще предмет, тем неуловимее он растворяется в истории и тем глубже погружается во временные пласты, но тем увлекательней поднимать его на поверхность. Наверное, поэтому над летописью обыкновенной пуговицы до сих пор корпят археологи, историки и культурологи. А филобутонистика — так называется коллекционирование пуговиц — лишь немного уступает в популярности филателии и нумизматике.