Интеллигент — слово иностранное, а понятие совершенно русское. По-французски есть прилагательное intelligent, оно значит умный, даже, пожалуй, скорее — быстро всё схватывающий, понятливый. Но никто не скажет, что по-русски слово «интеллигент» означает умного или понятливого человека. Когда говоришь «русский интеллигент», представляется образ не только человека умного и образованного (не все интеллигенты умны и образованны), но также человека, имеющего известные умственные и нравственные основы, сознающего своё достоинство. Это не всегда человек, занятый умственным трудом; бывают интеллигентные рабочие, интеллигентные крестьяне. Интеллигент, кто бы он ни был, непременно грамотен; он непременно кое-что читал, большей частью писателей либерального толка. Он может не знать Пушкина, но непременно знает Некрасова и Надсона, из публицистов — Писарева или Добролюбова.
Интеллигент, кто бы он ни был, ни за что не поверит, что Земля стоит на трёх китах — он скорее принимает на веру учение о шарообразности Земли, как оно ни маловероятно (сам Лев Толстой сознательно усвоил это понятие только к 30 годам своей жизни).
Интеллигент признаёт некоторые права за другими людьми; он думает, что женщина — тоже человек. И если он деспот, то под более или менее приличной формой. Сознание личного достоинства в нём особенно сильно развито и временами выражается не очень привлекательно: излишней обидчивостью.
«Вестник знания», 1913 г.