В начале 1990-х годов неизвестное судно, по-видимому, из Бенгальского залива завезло в прибрежные воды Перу холерные вибрионы. Их отфильтровывали из воды местные моллюски, которые идут в пищу, возникла эпидемия холеры, и в Латинской Америке скончались 12 тысяч человек.
Тоже из балластных цистерн моллюск дрейссена, способный жить и в солоноватых, и в пресных водах, попал в северо-американские Великие озёра, где забивает водозаборные трубы систем охлаждения электростанций.
Большинство обитателей залива Сан-Франциско?— чужеродные морские виды, завезённые из Китая, Новой Зеландии и Японии оживлённым судоходством. В Средиземном море, где судоходство самое активное в мире, 900 чужеродных видов, и в среднем каждые девять дней прибывает ещё один.
Такие ненамеренные переселения происходят ежегодно. Разгрузившись, суда закачивают в балластные цистерны морскую воду, чтобы обеспечить остойчивость и достаточно глубокую посадку. С этой водой в цистерны попадают личинки и взрослые морские организмы, а когда вода будет выкачана в очередном порту при загрузке трюмов, пришельцы попадут в местные воды, возможно, в тысячах миль от того места, где их набрали. Пока вы читаете эту заметку, около семи миллиардов тонн балластной воды плещутся в цистернах многочисленных судов по пути из одного моря в другое. А в этой воде может содержаться 7000 различных видов животных и растений в форме семян, спор, яиц или личинок. Большой сухогруз или танкер берёт до 60 тысяч кубометров балласта.
Международная группа экологов обследовала более 1400 портов мира и нашла, что серьёзная опасность нежелательных пассажиров существует только для 20 из них. Самые угрожаемые?— Гонконг, Сингапур, порты Суэцкого и Панамского каналов. В холодных водах пришельцы быстро гибнут, но положение может измениться с глобальным потеплением.
Эту опасность должна уменьшить Международная конвенция по балластным водам, принятая ООН в 2004 году, но, пока её не подписало большинство морских государств, она не может вступить в силу. Россия присоединилась к конвенции в феврале 2012 года, но США, Англия, Германия и Япония не входят в число подписавших. Как и такие мелкие, но формально обладающие большим флотом страны, как Панама, Багамы, Мальта и Кипр, куда многие владельцы приписывают свои суда, так как там мягче требования к судовладельцам и меньше налоги.
Договор обяжет мореплавателей фильтровать и дезинфицировать воду перед сбросом. Можно применять озонирование, облучение ультрафиолетом, нагрев воды, электролиз. Но соответствующее оборудование для большого судна стоит иногда полмиллиона долларов. Правда, борьба с уже закрепившимися вторженцами обходится значительно дороже.