№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Автомобиль на бобах

Юрий Фролов

Изобретатель телефона Александр Белл пытался вывести особо продуктивную породу овец (см. «Наука и жизнь» № 7, 2012 г., статья «Овцы и телефон»). А создатель первого в мире массового автомобиля Генри Форд увлекался возможностями нетрадиционного использования соевых бобов.

Генри Форд позирует в костюме из сои, сидя на скирде пшеницы. Правда, портной предупредил его, что соевая ткань непрочна, в костюме лучше не делать резких движений и даже не закладывать ногу за ногу.
Форд демонстрирует прочность корпуса соевого автомобиля, ударяя по нему кувалдой.

Форд вырос в семье фермера и всю жизнь интересовался земледелием. В 1932 году его внимание привлекла малоизвестная тогда за пределами Китая и Японии бобовая культура — соя. К тому времени уже четверть века выпускалась белковая пластмасса — галалит, которую делали из молочного белка. Галалит шёл в основном на пуговицы, гребни и другую мелкую галантерею. А в «фордах» выпуска 1915 года некоторые детали были изготовлены из пластика на основе пшеничного белка глютена. Соя известна высоким содержанием белка, и Форд решил, что пластмассу можно делать и из соевых бобов.

Он засеял соей более десяти гектаров и нанял химиков, поручив им разработать пластмассу из бобов. Вскоре процесс был отработан, построен специальный завод, и уже в 1937 году каждый «форд» содержал почти килограмм пластмассы из сои — в основном рукоятки, кнопки и панели. Соевое масло пошло на смазку двигателя и как основа для лаков и красок. Из соевых бобов сделали и волокно, и Форд стал появляться в свете при соевых галстуках, а потом заказал даже целый костюм из белкового волокна сои. Как и при изготовлении галалита, для денатурирования белка, чтобы он стал твёрдым и не поддавался гниению, использовался формалин.

Наконец, был создан и автомобиль с корпусом из соевых панелей, укреплённых на каркасе из стальных труб. Точный состав пластмассовых панелей история не сохранила, но, по некоторым данным, к соевому пластику добавили фенолформальдегидные смолы, а для прочности армировали волокном марихуаны (конопли). Замена стали на пластик позволила уменьшить вес автомобиля на 25%.

Машина вышла всем хороша, вот только внутри очень пахло формалином, до рези в глазах. Надежда на то, что со временем запах выветрится, не оправдалась, и прототип тихо списали на свалку.

Другие статьи из рубрики «Из истории науки и техники»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее