Владимир Мошин (г. Набережные Челны).
Мошин
В форме Моша на Руси издавна употреблялось в обиходе каноническое крестильное имя Моисей. В православной традиции это имя обычно переводится с древнееврейского языка как «законодатель». Но исконное толкование имени восходит к египетскому «взятый от воды». Такое переосмысление значения связано с почитанием памяти пророка Моисея, который, по преданию, получил своё имя в результате того, что во времена, когда египетский фараон (XIII в. до н. э.) приказал бросить всех еврейских младенцев в воду, мать Моисея спасла его, положив в корзину у берега реки, где мальчика нашла дочь фараона. Она усыновила его и дала ему имя Моисей, то есть «взятый от воды».
Известно употребление в форме Моша в повседневной речи и других крестильных имён: Амос (в переводе с древнееврейского — «нагруженный, несущий ношу»; краткая форма Моша возникла через промежуточную уменьшительную форму Амоша), Артамон (в переводе с греч. — «невредимый, здоровый»; через имя Артамоша), Ермолай (с греч. — «вестник народа»; Ермоша), Мануил (древнеевр. — «с нами Бог»; Имоша), Тимофей (греч. — «почитающий Бога»; Тимоша). Не исключено, что так могло произноситься и имя Парамон (греч. — «верный, надёжный, прочный»: об этом напоминает распространённая форма имени — Парамоша). На протяжении столетий происходил своеобразный процесс «становления» обиходных форм иноязычных крестильных имён, поэтому «домашние» формы имён нередко совпадали для нескольких различных канонических имён.
Но семейное прозвание Мошины хранит ещё одну любопытную загадку. В грамоте 1605 года упоминается Тимофей Клементьев сын, прозвище Моша, кайгородский целовальник (Кайгород — городок в Вятской земле, ныне село Кай в Кировской области). Данная запись не может быть истолкована однозначно. Дело в том, что у русских, как и у католиков, в прошлом были известны случаи, когда человек носил два церковных имени. Например, новгородская грамота 1539 года сообщает: «В Оксотцком же погосте великого князя деревни Ескинскые, а были в поместье за Федком за Захаром за Лукьянчиковым сыном Яковлева, а ныне за его детми, за Яковом да за Силою». Разумеется, православный человек мог быть крещён лишь однажды. Но поскольку выбор церковного имени происходил по святцам, то очень часто оказывалось, что в одной семье некоторые братья носят одинаковые имена. Обычно им давали «родственные», но разные имена мирские (например, одному — Волк, другому — Медведь, третьему — Вепрь и т.п.), но могли дать и ещё одно церковное имя, которое играло роль обычного мирского. В отношении же вторых, неофициальных именований было принято употреблять слово «прозвище». Но нельзя исключать и того, что имя или прозвище Моша могло восходить и к другим значениям. Мошей могли прозвать выходца с берегов реки с названием Моша (такие до наших дней сохранились в Архангельской и Рязанской областях). Кроме того, в форме Моша могло употребляться и очень распространённое у наших предков мирское имя Мошка. Как нарицательное оно не зафиксировано ни в одном древнерусском документе, но, например, известно употребление этого слова в форме мош у финно-угров. В связи с этим особый интерес представляет регион, в котором было записано прозвище Моша: коренным населением вятских земель были финно-угры, но сюда в древние времена переселилось и большое число выходцев из северорусских земель, поэтому в среде местных жителей могло встречаться и прозвище Моша, указывавшее на выходцев с берегов Моши, и имя Моша — вариант изменённого под влиянием местной традиции имени Мошка. Северные земли очерчивают и старинные упоминания семейного прозвания Мошины: 1580 год — Иван Афанасьев, сын Мошин, каргополец, владелец угодья на реке Варзуге; 1619-й — Лука Мошин, обротчик Сольвычегодского уезда; 1682-й — Тимошка Мошин, житель деревни на Фотиеве Дуброве (пермские земли). Но уже в списках «Русского служилого дворянства второй половины XVIII века (1764—1795 гг.)» значится и Ермолай Сергеевич Мошин (впрочем, в числе служилых дворян было немало выходцев из разных земель). Примерно такой же была география распространения фамилии Мошин и на рубеже XIX—XX веков. Помимо псковских, новгородских, архангельских и северноуральских земель фамилия нередко встречалась в Поволжье и Сибири (самарские, симбирские, томские, красноярские земли), куда на протяжении XVII—XIX столетий в основном и переселялись выходцы из «начальных» областей Московской Руси.
***
Что означает фамилия Ерохин, а также имена Исмаил и Айсель?
С. В. Зубов (г. Саров, Нижегородская обл.).
Ерохин
В форме Ероха на Руси с давних времён употреблялось в обиходе каноническое крестильное имя Иерофей, которое в переводе с древнегреческого языка означает «освящённый Богом» (от греческого hieros — «священный» и theos — «Бог»). Но существовало и исконно русское имя-прозвище Ероха. Оно имело несколько значений. Ерохой, как и Кошлачём, нередко называли мужчину, обладавшего взъерошенной шевелюрой. Существовали и другие значения этого прозвища. Об этом напоминает большое число значений глаголов ерохориться, ерохониться и ерошиться: «сердиться, гневаться, горячиться», «быть вспыльчивым», «упираться, упорствовать», «перечить всем и во всём», «гордиться, вести себя заносчиво». По этой причине сегодня невозможно однозначно сказать, за какие из черт своего характера получил прозвище родоначальник конкретной семьи Ерохиных. Он мог быть, например, отчаянным гордецом или упрямцем, задиристым и крайне вспыльчивым мужчиной или необычайно насмешливым, колючим, ершистым. В древних грамотах упоминаются: в 1498 году — Ероха Федков, новгородец; в 1571-м — Ероха Степанов, стрелец в городе Епифань. С XVI века часты упоминания и семейного прозвания Ерохин: в 1541 году — Федко Ерохин, житель Торопецкого уезда; в 1587-м — Волокита Ерохин, житель Дедиловского уезда; в 1596-м — Артемий Фролович Ерохин, в городе Одоеве; в 1660-м — Оска Ерохин, псковский пушкарь.
Исмаил
Исмаил — имя нескольких ветхозаветных патриархов, признаваемых и Кораном, и Библией, самый известный из которых — сын патриарха Авраама. В переводе с древнееврейского языка имя Исмаил означает «Бог услышит». По мусульманскому преданию, Исмаил считается предком кочевых племён, живущих в пустыне. Арабы почитают Исмаила как своего праотца, и, согласно мусульманской легенде, он и его мать Агарь погребены в Каабе, в Мекке. Имя Исмаил неоднократно упоминается и в откровениях самого Мухаммада. С этим связана его популярность у мусульман.
Айсель
Это тюркское женское имя означает «подобная луне», то есть «столь же красивая, как и луна». Считается, что в старину тюрки давали такое имя своим дочерям в качестве своеобразного пожелания (стать красавицей), а также в том случае, если дочь появлялась на свет в лунную ночь.
***
Пожалуйста, объясните происхождение моей фамилии.
Заранее благодарю!
С добром, Василий Кошлач.
Кошлач
Кошлач или Кашлач — распространённые в прошлом в украинских, белорусских и некоторых западнорусских говорах (реже в центральных) прозвища человека с густой и взъерошенной шевелюрой (в украинском языке и сегодня прилагательное «кошлатый» употребляется в значении «лохматый»). Существовало и множество других прозвищ, восходящих к этой же основе: Кошла, Кошлай, Кошлак, Кошлатый, Кошлач, а в белорусских и западнорусских говорах, которым свойственно «аканье», они известны в формах: Кашла, Кашлай, Кашлак, Кашлань, Кашлатый, Кашлач и т.д.