В нашем, несколько преувеличенном, представлении американцы постоянно «держат улыбку» на все 32 зуба. Феномен американской улыбки рассматривает в одном из недавних номеров журнал «Psychology Today».
Автор статьи, психолог Ленора Скенейзи, вспоминает, как была с приятелем в автомобильном музее, где среди прочих экспонатов выставлен автомобиль, в котором был убит президент Кеннеди. Она захотела сфотографироваться рядом с трагической достопримечательностью и с некоторым смятением заметила, что под взглядом фотокамеры её лицо автоматически расплылось в улыбке, вряд ли уместной в данном случае.
Тебя снимают — улыбайся. Но, как отмечает Скенейзи, так было в Америке не всегда. На фотопортретах конца XIX — начала XX века улыбок практически нет. В какой-то мере это объясняется техникой фотосъёмки в то время: объект должен был сидеть абсолютно неподвижно несколько минут или же подвергался очень яркому электрическому освещению. Тут уж было не до улыбок.
Но любопытно, что и в классической живописи почти нет портретов улыбающихся людей. Улыбка Моны Лизы — один из немногих примеров. Но о её смысле так много спорят, что возникает сомнение — можно ли эту лёгкую гримаску считать улыбкой? В основном же на картинах старых мастеров преобладают задумчивые, спокойные или печальные лица.
В фотографии перелом наступил в первые десятилетия ХХ века, когда распространились портативные плёночные камеры. Фотографирование из серьёзного дела, требующего визита к профессионалу, превратилось в развлечение — и на снимках появились улыбки. А в 1908 году в устав американских скаутов вошёл пункт: «Скаут всегда улыбается независимо от обстоятельств». Детские привычки нередко закрепляются на всю жизнь.
После Первой мировой войны приобрела популярность зубная паста, а многие стоматологические клиники США стали рекламировать себя как «студии дизайна улыбок». Чем чаще люди чистили зубы и обращались к стоматологам, тем больше стремились при всяком удобном и неудобном случае продемонстрировать белоснежную улыбку.
Свой вклад в популярность улыбок внесла реклама. До 20-х годов прошлого века реклама в газетах и журналах была в основном словесной или демонстрировала только изображение рекламируемого товара. С развитием полиграфии и цветной печати на первый план в рекламе выходит широко улыбающийся покупатель, счастливый тем, что приобрёл новый сорт ваксы или усовершенствованные подтяжки. А в наше время, даже если рекламируется силовой трансформатор или промышленный робот, рядом обычно фигурирует улыбающаяся и не слишком одетая девушка.
Сыграла роль и правительственная пропагандистская кампания, проведённая во времена Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Кто-то из специалистов по рекламе посоветовал тогда напечатать и распространить повсюду плакаты с надписью «Улыбайся!». А психологи обосновали: если даже настроение у вас плохое, мимические мышцы, сложенные в улыбку, рефлекторно поднимут настроение, улыбка вскоре станет естественной, а там и дела пойдут на поправку. И не только у вас, но и по всей стране.
На многих должностях и рабочих местах улыбка просто обязательна — например, постоянно должны улыбаться продавцы, официанты, кассиры, парикмахеры, стюардессы... Все эти обстоятельства, вся окружающая среда давят на американца — он чувствует себя просто обязанным улыбаться. Проявление некоторых эмоций — отчаяние, печаль, горе да просто неважное настроение — стало недопустимо на людях, подобное выражение лица почти неприлично. И неулыбчивые лица прохожих в другой стране часто воспринимаются американцем как мрачные. Знаменитый американский боксёр Мохаммед Али, в 1978 году посетивший СССР, потом рассказывал в интервью, что «у прохожих на улице такое выражение, будто они только что с похорон».
С другой стороны, немецкий инженер, полгода стажировавшийся в США, вспоминает, что первое время, встречаясь в коридоре фирмы с незнакомыми коллегами или с посетителями, он недоумевал: все встречные улыбались! Каждый раз он думал — что-то не в порядке в его костюме или в причёске.
Американскую улыбку нередко обвиняют в неискренности. Но лучше деланая улыбка, чем хамство от души.