Обезьяна в законе

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft» и «Psychologie Heute» (Германия), «Discover», «Psychology Today», «Science News» и «Scientific American» (США), «La Recherche», «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция).

Фото: Angie G./Wordpress.

В 2007 году американский адвокат Стивен Уайз, специализировавшийся на защите животных от жестокого обращения, основал «Проект нечеловеческих прав». В ассоциацию под таким названием вошли шесть десятков юристов, биологов и политологов, стремящихся доказать, что понятие прав человека надо расширить и некоторые права должны быть гарантированы не только людям, но и животным.

Эта и другие аналогичные группы добиваются от правительств разных стран и от ООН признания человекообразных обезьян физическими лицами, то есть, в переводе с юридического языка на обычный, такими же личностями, какими являются люди. Юридическая новинка исключит опыты на обезьянах, их содержание в зоопарках, зверинцах и цирках. Уже имеются успехи: Новая Зеландия и Испания признали некоторые права личности за высшими обезьянами. Великобритания, Швеция, Австрия, Бельгия и Голландия по этическим причинам запретили медицинские эксперименты на человекообразных обезьянах, кроме тех случаев, когда опыты направлены на лечение самих обезьян. Национальный институт здравоохранения США решил сократить число своих подопытных обезьян с 360 до 50, остальных отправят в специальные заповедники во Флориде и в Луизиане, где они будут жить «на пенсии».

Знаменитая исследовательница Джейн Гудолл говорит, что она за полвека наблюдений в природе убедилась: крупные обезьяны проявляют умение сочувствовать, чувство альтруизма, печаль по умершим собратьям, такие эмоции, как счастье, страх, отчаяние, ревность… Они способны распознавать эмоции своих собратьев. Гориллу Коко научили жестами выражать около тысячи понятий на языке жестов для глухонемых и складывать слова в предложения. Она понимает около 2000 английских слов. «Нет чёткой линии, отделяющей нас от шимпанзе или других высших обезьян», — говорит Гудолл. И добавляет, что до 98,7% их ДНК совпадают с ДНК человека. В природе не раз наблюдали использование обезьянами орудий. Многие их жесты похожи на человеческие. Ясно, что они обладают умственными способностями. Они могут страдать, а значит, их следует защитить от болезненных опытов, от изоляции в клетках зоопарков или научных вивариев. Если мы признаём определённые права за человеческими существами, даже умственно неполноценными, то как же не признать их за человекообразными обезьянами?

Конечно, у идеи предоставить хотя бы часть человеческих прав обезьянам немало противников. Вопрос о том, есть ли у высших обезьян сознание, без которого вряд ли можно говорить о существовании личности, не решён, тем более что наука не может чётко определить, что такое сознание. Прекращение медицинских экспериментов на обезьянах замедлит или даже сделает невозможным поиск новых средств для лечения человека. Наша ДНК совпадает с ДНК мышей на 90%, говорит английский генетик Стив Джонс, но означает ли это, что мыши должны обладать 90% прав человека? Кроме того, за правами всегда следуют и обязанности. Если обезьяна украла банан с плантации, надо ли её арестовать, судить и посадить в тюрьму?

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее