№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Из истории фамилий. Август 2014 №8

Раздел ведёт Владимир Максимов, директор Информационно-исследовательского центра «История фамилии».

Прошу сообщить что-либо о фамилиях моих родственников: Гулины, Икрины — родом из Ульяновской обл., деревня Коноплянка; Глуховы — Саратовская обл., село Большой Карай; Зыковы — Костромская обл., деревня Долгое.

Заранее благодарна за ответ Людмила Резвая.

Гулин

В основе фамилии Гулин лежит мужское имя Гуля, имевшее несколько источников возникновения. В русских говорах «гуля» — «шишка на теле, желвак, синяк». Собственно, удивляться такому значению нецерковного имени не следует: существовали имена Синяк, Желвак, Шишка и даже Бородавка. Но Гуля — это и вариант одного из любимейших на Руси «птичьих» имён — Голубь. Это имя могло восприниматься и как уменьшительно-ласкательное, как ласковое обращение, получившее статус мирского имени: глагол гулить означал «нежить, ласкать, голубить, баловать»; подобные имена, подчёркивающие, что рождение сына — большая радость для родителей, были очень распространены: Любим, Ждан, Мил и Миленя, Бажен и Баженя, Дорогуля, Желан и т. д. Гулей могли прозвать и юношу или взрослого мужчину — гуляку, весельчака, человека непоседливого: в этом значении прозвище Гуля ещё в XIX столетии широко употреблялось в северорусских и уральских говорах.

Кроме того, Гуля — ещё и краткая разговорная форма нескольких канонических мужских крестильных имён, таких как Георгий (из древнегреческого «земледелец», через его промежуточные народные формы Егорий — Егор — Егуля), Игорь (из древнескандинавского «хранимый Богом изобилия», через уменьшительную форму Игуля) и Сергий (латинское «высокочтимый», через форму Сергуля). Например, в грамоте 1556 года упоминается «Гуля из Покровского, поручник». С XVI века в грамотах встречаются и упоминания семейного прозвания Гулины: Иванка Гулин, суздалец, 1578 г.; Иван Гулин, Шуя, 1579 год; Карпуня Гулин, крестьянин, Суздальский уезд, 1585 г.; Минка Федотов сын Гулин, Хлынов (современный Киров), 1678 г. О былой популярности имени Гуля (как мирского, так и крестильного) сегодня напоминает и то, что, по данным за 2000 год, только в Москве проживает более 400 семей Гулиных.

Икрин

Слово икра в древнерусском языке имело три разных значения. Два из них сохранились и в современном русском литературном языке — «рыбья икринка» (мирские имена, даваемые сразу после рождения, часто указывали на нечто маленькое: Зерно, Капля, Рост, то есть «росток», Птенец, Кобра, то есть «пригоршня», Малёк, Котёнок и просто Мал, Малой, Малюта, Малец), «часть ноги» (существовали и такие имена, как Нога, Рука, Шея, Голень, Палец, Лапа, Ухо и т.п.). Кроме того, икрой на Руси в старину называли льдину: это значение вплоть до XX века бытовало в южнорусских говорах, в говорах Поволжья. Любое из упомянутых значений могло использоваться в качестве основы мирского имени.

Глухов и Зыков

Имена Глух или Глухой, а также Зык, вероятнее всего, возникали первоначально как прозвища. В первом случае — прозвище глухого или слабослышащего, а во втором — шумного мужчины, крикуна, обладавшего очень громким голосом.

Впрочем, причины появления таких прозвищ или имён могли быть и иными. Например, даже в середине XX столетия в рязанских землях глухим называли одинокого человека, в том числе и имеющего детей, но овдовевшего. Не исключено, что ранее в говорах жителей Поволжья и других русских земель это значение было распространено более широко. Кроме того, прозвище Глухой или Глухие могли получить человек или семья, живущие обособленно, на хуторе, расположенном вдали от селения с приходской церковью (нередко в состав прихода входили десятки деревень и хуторов, разбросанных на большой территории). В древних грамотах упоминаются: Николай Глух, юго-западные русские земли, 1444 г.; Иван Григорьевич Глухой, воевода в северо-восточных областях Московской Руси, 1468 г.; князь Михаил Фёдорович Глухой Пожарский, вторая половина XVI в.; Андрей Глухой, житель Басманной слободы в Москве, 1684 г. Часты и упоминания семейного прозвания Глуховы: Дмитрей Васильевич Глухов, Новгород, боярин, 1449 г.; Левка Власов сын Глухов, крестьянин Очерского острожка, 1647 г.; Моисей Глухов, подьячий, межевщик в Московском уезде, 1672 г.; Митка Глухов, чердынец, 1682 г.

Да и носитель имени Зык мог быть человеком спокойным и молчаливым. А имя своё получил по той лишь причине, что в его семье на протяжении поколений существовал обычай давать детям «шумные» имена. Вообще, по старинным грамотам такая традиция прослеживается во многих семьях. Например, имя Зык могли дать сыну в той семье, где уже существовали имена из этой же группы: Шум, Гук, Гам, Крик, Свист и т. д. Любопытный пример такой традиции сохранился в новгородской грамоте 1539 года, в которой упомянут Шум Семёнович Тыртов, имевший братьев с именами Зык и Гам (имя его отца или деда — Тырт — означало «спорщик»).

***

Помогите узнать, что означает моя фамилия. Предки проживали в Белгородской и Воронежской областях.

Лев Шкондик.

Шкондик

Шкондик — прозвище хромого мужчины. Такое же прозвище, кстати, могло принадлежать и сыну хромца, носившего прозвище Шконда. Дело в том, что во многих говорах восточных славян при помощи уменьшительных суффиксов -ик, -ок в прошлом часто образовывались и своеобразные отчества (Бычок — сын человека по имени Бык, Коник — сын Коня и т.д.). Шкондой в старину в белорусско-украинских и некоторых западнорусских говорах называли хромого человека. Значение этого прозвища имеет общую основу с другими «родственными» и бытовавшими в этих же землях прозвищами: Шканда и Шкунда, Шкондыба, Шкандыба и Шкундыба. Все они означают «хромой». В украинском языке и некоторых южных и западных русских говорах и сегодня сохранился глагол шкандыбать — «хромать или ковылять, ходить прихрамывая». Именно в такой форме этот глагол приводит в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» и Владимир Даль с пометой «южное». Но в действительности из-за традиционного для многих русских говоров неразличения безударных гласных а, о и даже у в прошлом существовало несколько вариантов произношения прозвищ, восходящих к этой основе. Известны были и другие прозвища, оформленные подобным образом: Курында — медлительный человек, от курыниться — делать что-либо медленно; Кучмында — косматый; Баланда — болтун, праздный человек, от баланить, баландать — болтать, бездельничать и др.

Другие статьи из рубрики «Из истории фамилий»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее