Исследования приспособительных возможностей хвойных настолько стратегически важны, что регионы бореального пояса поддерживают их на государственном уровне. В частности, в России, где находится 60% бореальных лесов, проект по расшифровке генома хвойных выиграл в 2014 году правительственный мегагрант. Эту работу ведёт Лаборатория лесной геномики и Центр геномных исследований Сибирского федерального университета (Красноярск), руководит проектом доктор биологических наук Константин Валерьевич КРУТОВСКИЙ, профессор Гёттингенского университета (Германия) и Техасского агромеханического университета (США), ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н. И. Вавилова (Москва).
О том, что такое быть деревом сегодня и как далеко может зайти человеческое вмешательство в естественный ход вещей, с ним беседует обозреватель журнала «Наука и жизнь» Елена Вешняковская.
— Константин Валерьевич, давайте начнём с детского вопроса: чем деревья отличаются от остальных растений? Стволом?
— Не только. И кустарники, и даже травянистые могут иметь одревесневевшие части. Дерево отличается от всех остальных растений тем, что у него не прекращается апикальный (верхушечный) рост. Иначе говоря, оно растёт всю жизнь, пока не умрёт. Конечно, с возрастом этот рост замедляется, но не останавливается никогда...