№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

БНТИ

СКОРАЯ МОТОЦИКЛЕТНАЯ ПОМОЩЬ #1#

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Золотой медалью Брюссельского международного форума инноваций и изобретений 2000 года отмечен разработанный в Научно-производственном центре "Средства спасения" (Москва) мобильный комплекс из двух специализированных мотоциклов. Рассчитанный на применение в чрезвычайных ситуациях, он поистине незаменим как при интенсивном дорожном движении, так и в условиях бездорожья. Входящие в состав комплекса мотоциклы МАС/С (спасательный) и МАС/М (медицинский) изготовлены на базе тяжелых отечественных машин "Урал-ИМС-8.1231". Двигаясь со скоростью 110 км/ч, они способны перевозить по 200 кг полезного груза. Каждый мотоцикл дополнен тремя закрытыми багажниками - двумя боковыми и одним задним, оснащен передними защитными щитами, "мигалками", сиренами, а также мобильными радиостанциями с радиусом действия до 20 км.

МАС/С и МАС/М буквально начинены всякого рода специальной техникой и оборудованием. Экспресс-лаборатория для оценки химических загрязнений и дозиметр, гидравлические ножницы и ручной аварийно-спасательный инструмент, огнетушители, фонари, респираторы, индивидуальные противохимические пакеты, ручной дыхательный аппарат, медицинские носилки, пневматические шины и медицинская травматическая укладка - все это, а также иное размещенное в багажниках оборудование позволяет быстро добраться до места, где сложилась чрезвычайная ситуация, спасти пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь.

Комплекс рассчитан на экипаж из трех человек - двух водителей-спасателей и одного спасателя с минимальным медицинским образованием. Четвертое место зарезервировано для перевозки пострадавшего.

Результаты испытаний и двухлетняя практика использования мобильного комплекса в системе МЧС показали его высокую эффективность и соответствие самым современным требованиям мировых стандартов. Помимо всего прочего комплекс относительно недорог, и потому интерес к нему как в России, так и за рубежом достаточно велик.

ДЛЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ БЕЛОКАМЕННОГО ЗОДЧЕСТВА #2#

Эффективная установка для промышленной добычи известняка разработана в ЦНИИ механизации, организации и технической помощи строительству (Москва) с участием специалистов Опытного экспериментального завода (г. Реж Свердловской области). Машина позволяет обойтись без традиционно используемых при добыче известняка бурения и взрывов, это чрезвычайно важно, поскольку взрывы неизбежно повреждают камень, ухудшают его декоративные и механические свойства, а зачастую переводят до 80% добытого камня в отходы.

Подмосковье богато залежами известняка: известно более десятка его месторождений общим объемом почти шесть миллионов кубометров. Из этого прочного красивого и долговечного материала в Москве в старые времена строили практически все каменные дома. Не зря же столицу величали, да и теперь нередко называют Белокаменной. Широко используют известняк и сегодня: из него изготавливают плиты и камни для возведения стен, плитку для облицовки, фундаментные блоки.

Установка для щадящей добычи известняка делает в породе горизонтальные и вертикальные пропилы до 2 метров глубиной и позволяет получать известняковые блоки общим объемом до 5 кубометров в час. При этом выход кондиционного камня весьма высок - 75-80%.

Испытание установки проводилось в карьере на открытом воздухе, но она вполне пригодна и для работы в штольнях. Авторы разработки полагают, что ее внедрение в серийное производство позволит реализовать безотходную технологию изготовления изделий из известняка. Для этого в технологическую цепочку следует включить камнерезную и шлифовальную машины, а образующиеся отходы перерабатывать в щебень и известковую муку - исходный материал для приготовления сухих смесей, шпатлевки, побелки, красок, кладочных и штукатурных растворов. Внедрение подобной технологии не только сократит сроки и улучшит качество реставрации многих старинных московских зданий, но и поможет возрождению в столице белокаменного зодчества.

БАШЕННЫЙ СУПЕРКРАН #3#

Самый высокий и самый безопасный башенный кран создан конструкторами ОАО "Строммашина" (г. Кохма Ивановской области), входящего в холдинг "СУ-155".

Предназначенный для возведения многоэтажных зданий, в том числе в условиях так называемой точечной застройки, новый кран способен выполнять свои функции в достаточно стесненных обстоятельствах. Именуемый КБ-415 УХЛ, он относится к разряду принципиально новой строительной техники и обладает совершенно уникальными возможностями.

Двухтонный груз кран поднимает на высоту до 83 метров чуть более чем за 1 минуту, максимальный - 12-тонный - за 5 минут, а самую тяжелую из используемых в отечественном строительстве унифицированных конструкций - 8-тонную панель - может перемещать на вылете стрелы до 25 метров. Максимальный же вылет стрелы крана - 50 метров.

Собственный вес КБ-415 УХЛ составляет почти 69 тонн, но опрокинуться эта махина не может в принципе. За этим следит специально разработанный достаточно сложный комплексный прибор безопасности (КПБ), к числу функций которого относится и блокировка работы крана при превышении предельно допустимых норм по массе груза. Оператор крана может сам перед началом работы вводить эти нормы в память прибора, при этом информация о фактической массе поднимаемого груза отображается на экране монитора. О предстоящем блокировании механизма КПБ предупреждает оператора звуковым сигналом.

Еще одно достоинство нового крана - способ крепления его кабины, который позволяет ей перемещаться по вертикали и располагаться на одной из трех позиций на разной высоте. Для оператора крана это особенно удобно: он может установить кабину непосредственно над местом наращивания строительных конструкций.

Первый образец крана КБ-415 УХЛ, опробованный на нескольких строительных площадках Москвы, показал себя наилучшим образом. Строительные работы ведутся с его помощью гораздо быстрее, благодаря чему снижается их себестоимость. В самом ближайшем будущем кохменский завод "Строммашина" должен выпустить еще два таких крана. Спрос на них уже есть, ведь в одной только столице их, по мнению специалистов, потребуется несколько десятков.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее