№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

История «Ивана Великого»

Александр Васькин, историк Москвы

Соборы Кремля и колокольня Ивана Великого. Фото Игоря Константинова.
В. В. Верещагин. Наполеон со свитой смотрит из Кремля на горящее Замоскворечье. 4 (16) сентября 1812 года.

Колокольня Ивана Великого ведёт свою историю с 1329 года, когда в Кремле, на самом видном месте Боровицкого холма, по велению Ивана Калиты поставили небольшую церковь в честь Святого Иоанна Лествичника. Она простояла чуть больше 170 лет. В 1505 году итальянский мастер Бон Фрязин выстроил на этом месте новый храм в память о почившем царе Иване III. Ещё через 40 лет с северной стороны храма выросла прямоугольная звонница, построенная по проекту русского архитектора Петрока Малого. Другой талантливый зодчий, Фёдор Конь, надстроил колокольню третьим ярусом. Случилось это в 1600 году, в царствование Бориса Годунова. В 1630-х годах рядом со звонницей мастер Божен Огурцов возвёл пристройку, названную Филаретовой. В итоге к концу XVII века колокольня приобрела тот облик, которым мы любуемся сегодня.

За многие века колокольня стала не только одним из самых почитаемых памятников архитектуры Москвы, но и символом Первопрестольной. Звон её колоколов был слышен по всему городу (отсюда пошло выражение «Звонить во всю Ивановскую»). Колокола возвещали о важных событиях всероссийского масштаба: рождении наследника престола, венчании на царство нового государя, освобождении от нашествия многочисленных захватчиков…

В сентябре—октябре 1812 года, когда армия Наполеона вошла в Москву, колокольня подверглась варварскому разграблению. Поначалу в её нижнем ярусе генерал Лористон устроил канцелярию и телеграф*. А потом Наполеон приказал снять крест с «Ивана Великого». Ходили слухи, что он золотой, а значит, мог стать роскошным трофеем. Кроме того, у русских существовало поверье: французы не возьмут Москву, пока крест «Ивана Великого» на своём месте. Сбросив его, Наполеон рассчитывал показать всем, что Москва пала.

Снять крест с колокольни оказалось непросто. Французы разобрали кровлю, но, как только вылезли на крышу купола, на них, откуда ни возьмись, набросились стаи ворон. Птицы не давали мародёрам сделать ни шагу. Отбиваясь, они не смогли удержать крест, и тот рухнул на землю. Вопреки ожиданиям французов, он оказался не золотым, а позолоченным, но всё равно гвардейцы Наполеона кинулись подбирать обломки и рассовывать их по походным сумкам.

Между тем осталось свидетельство московского жителя Егора Харузина, который утверждал, что в снятии креста участвовали свои же: «Нашлись двое русских предателей, вызвавшихся на это дело; им была обещана богатая награда. И Бог попустил им совершить это преступление, так же как попустил Иуде предать Иисуса Христа. Взобравшись с верёвками в главу “Ивана Великого”, через форточки нечестивцы отстегнули цепи, закинувши на крест петлю и спустивши концы верёвок на землю, тут уж им было легко раскачать его и стянуть вниз. Когда крест упал и в падении разбился, обнаружилась тогда медная позолоченная обложка на железе и дереве. Наполеон, тут присутствовавший, закипел гневом и приказал обоих приятелей расстрелять…»

После того как основная армия французов покинула Москву, маршал Мортье по приказу Наполеона должен был уничтожить Кремль и монастыри. От взрыва «Ивана Великого» и арсенала остались груды развалившихся зданий с лежащими на них куполами. Но сама башня чудом уцелела.

29 марта 1813 года газета «Московские ведомости» сообщила: «Крест с главы Ивановской колокольни найден ныне в Кремле, у стены большого Успенского собора, близ северных дверей между разными железными обломками, с принадлежащими к нему цепьми и винтами, кои, так как и крест, вызолочены были червонным золотом. Открытие сие чрезвычайно обрадовало жителей здешних, кои вообще полагали, что оный крест увезён всемирным врагом вместо трофея». В 1814—1815 годах колокольню восстановили. Занял своё место и крест. А древние колокола вновь стали разносить благовест на всю Москву.

Комментарии к статье

* Один из видов оптического телеграфа — телеграф Клода Шаппа — передача депеш посредством системы башен с подвижными шестами. Первая линия такого телеграфа длиной 225 км была сооружена в 1793—1794 гг. между Парижем и Лиллем.

Другие статьи из рубрики «Подробности для любознательных»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее