Педагоги и психологи отмечают, что многие малыши, поступающие в первый класс, по психическому и физическому развитию не готовы к школьным нагрузкам. Одни просто не справляются с учебным планом, другие расплачиваются за успехи ценой здоровья. Плохие оценки и постоянное ожидание неуспеха плохо сказываются на детской психике и нередко приводят к развитию асоциальных форм поведения. Чтобы помочь детям овладеть школьной программой, требуются специальные, охраняющие здоровье технологии обучения. Разработкой таких методов обучения много лет занимается доктор психологических наук Татьяна Васильевна Ахутина.
Результаты исследований, проведенных Т. В. Ахутиной и ее коллегами на факультете психологии МГУ, говорят о том, что психические функции у маленьких детей развиты неравномерно, причем это норма, а не отклонение в развитии. Слабые стороны психики особенно заметны, когда ребенок устает. Повышенная утомляемость - частая причина того, что дети отвлекаются на уроке, становятся невнимательными. Но у учителя есть программа, которую он обязан выполнять. Что же можно противопоставить утомлению?
Во-первых, задания должны соответствовать возможностям ребенка. Очень легкие и слишком сложные упражнения одинаково бесполезны. Оптимально, если ребенок делает задания без ошибок, но при этом трудится, прикладывает усилия. Чтобы поддерживать в школе благоприятный психологический климат, учебные задания лучше строить так, чтобы не провоцировать появление ошибки, не создавать трудностей, которых можно избежать. Для этого необходимо разработать систему подсказок, на которые ребенок мог бы опереться, пока не освоит новый материал настолько, что сможет обходиться без них.
Во-вторых, ребенку должно быть интересно, поэтому чисто технических заданий лучше избегать. Например, в начальной школе можно разнообразить упражнения по чистописанию таким образом: вместо длинных строчек крючков, палочек и отдельных букв предложить детям написать, как гудит телефон, когда он занят и когда свободен (и-и-и; иии - иии). Но и слишком увлекаться играми не стоит: если ребенок воспримет задание как "детское", неподобающее его новому статусу школьника, есть риск, что он отнесется к работе несерьезно.
Но как бы интересно ни было малышам на уроке, все равно они устают. Если дети, выполняя однотипные задания, начинают ошибаться или им приходится слишком часто подсказывать, это сигнал к смене деятельности.
Дети гораздо лучше учатся, когда осознают свои успехи, поэтому их надо чаще хвалить. Учителю даже не придется кривить душой - всегда можно выделить аспект работы, достойный поощрения.