ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В ФЕВРАЛЕ-МАРТЕ 2003 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

Созвездия и планеты на предрассветном небе в феврале.
Эта карта-схема дает вам ориентиры при поиске малой планеты Веста.

С самых первых чисел февраля по вечерам, примерно через час после захода Солнца (оно в эти дни на широте Москвы заходит около 18 часов), наступает на редкость благоприятное время для наблюдений двух крупнейших планет Солнечной системы - Сатурна и Юпитера. Лунный свет не будет мешать наблюдениям, потому что это период новолуния. Луна пройдет между Землей и Солнцем, чуть ниже его, и на нашем небе не появится. Так что заранее подготовьте бинокль, найдите подходящее для наблюдений место: открытое на юг и на запад и, конечно, подальше от разных видов уличного освещения.

Лишь только стемнеет, в южной части небосвода засверкает множество ярких звезд. Это группа зимних созвездий, пожалуй, самый эффектный фрагмент великой небесной картины в нашем Северном полушарии. Телец, Близнецы, Орион, Большой и Малый Пес - великолепная россыпь ярких, разноцветных, переливающихся и таких недоступно далеких звезд. Среди них вы, наверное, сразу же заметите две "посторонние звезды", тоже яркие, но горящие ровным, постоянным светом. Это - планеты Юпитер и Сатурн, гиганты Солнечной системы. Сейчас они прекрасно видны. Сатурн по блеску (-0,2m) лишь немного уступает самой яркой из звезд - Сириусу. А Юпитер (-2,5m) значительно ярче всех остальных светил. Его желтоватый огонь виден даже сквозь тонкую облачность и туман. Расстояние между Сатурном и Землей в этом месяце 8,37 а.е., между Юпитером и Землей - 4,33 а.е. Сатурн находится в созвездии Тельца, неподалеку от знаменитой Крабовидной туманности, а Юпитер - в созвездии Рака, рядом с не менее известным звездным скоплением Ясли. Обе планеты поднимаются высоко и видны почти всю ночь. Постарайтесь не упустить это чрезвычайно благоприятное время для наблюдений.

Других больших планет в это время по вечерам не видно. Поэтому, вероятно, стоит отвлечься от гигантов и попытаться отыскать в небе одного из карликов Солнечной системы - малую планету Веста. Она движется в так называемом поясе астероидов, который довольно широко простирается между орбитами Марса и Юпитера. Диаметр Весты (менее 500 км) по сравнению, например, с диаметром Юпитера (143 тыс. км) кажется просто микроскопическим. Она гораздо меньше даже главных спутников Юпитера (Ио, Европа, Ганимед, Каллисто), хорошо видимых в бинокль. Тем не менее они - спутники, а Веста - самостоятельное небесное тело и самый яркий астероид. Многие астрономы и любители астрономии ведут регулярные наблюдения астероидов - и визуальные и фотографические. Веста, как утверждают некоторые астрономы, - осколок Фаэтона - мифической планеты, существовавшей когда-то между Марсом и Юпитером и разрушившейся по неведомым нам причинам. Впрочем, большинство ученых уверены в том, что такой планеты никогда не было, что она так и не смогла там сформироваться из-за притяжения Юпитера и вызываемых им приливных сил. А пояс астероидов, который мы теперь наблюдаем, - "строительный материал заброшенной космической стройки".

Имея бинокль, отыскать Весту (ее блеск 7m) нетрудно. Она движется вблизи яркой звезды δ Девы, что служит хорошим ориентиром. Других звезд в этой области неба довольно мало, так что следить за движением Весты очень легко (1 февраля она будет примерно в 1о западнее δ Девы). Блеск Весты растет и к концу марта достигнет 5,8m. Значит, ее можно будет видеть даже невооруженным глазом. 25-26 января она пройдет всего в нескольких угловых минутах от звезды δ Девы, теряясь в ее лучах. К сожалению, это интересное наблюдение доступно лишь тем любителям, кто имеет в своем распоряжении телескоп.

Вернемся к крупным телам Солнечной системы. В феврале они появятся лишь утром, незадолго до рассвета. Так уж случилось, что на этот раз здесь соберутся только планеты "земной группы": Марс, Венера, Меркурий. Они намного ближе и к Земле и к Солнцу, движутся гораздо быстрее, чем планеты-гиганты, но по размерам значительно уступают им. В то время, когда Сатурн склонится к западному горизонту, на востоке появится Марс, следом за ним, примерно через час, - Венера. Ее яркий огонь будет заметен сразу же, как только она пересечет линию горизонта. Через полтора часа после нее появится Меркурий.

Все планеты в феврале и в марте совершают так называемое "прямое" движение, то есть с запада на восток (справа налево), земной наблюдатель будет видеть их день за днем (точнее, ночь за ночью) все восточнее. Внутренние планеты (те, чьи орбиты находятся внутри земной) Меркурий и Венера движутся быстрее Земли. Сейчас они обгоняют нас и удаляются, "заворачивая" за Солнце. При этом фазы обеих планет увеличиваются. Серпики, какими они представлялись земному наблюдателю еще совсем недавно, округляются, превращаясь в маленькие "горошины".

По отношению к Марсу Земля сама является внутренней планетой и сейчас догоняет его. Это будет продолжаться до сентября, когда произойдет Великое противостояние (сближение) Марса и Земли. Все это время мы сможем наблюдать, как Красная планета увеличивается в размерах, становясь все ярче и ярче. В телескоп буквально в каждую последующую неделю можно рассмотреть все новые детали и явления на поверхности Марса.

Такие сближения происходят нечасто - последнее Великое противостояние Марса было в 1988 году. Так что заранее начинайте готовиться к его наступлению.

1 февраля Марс пройдет в 5о севернее звезды Антарес (α Скорпиона), которая обязана ему своим именем. Антарес по-гречески означает "противник, соперник Марса" (Анти-Арес). Так древние назвали эту звезду за цвет, очень напоминающий цвет Красной планеты. И вот теперь нам представляется довольно редкая возможность увидеть почти рядом эти "соперничающие" между собой небесные тела и самим сравнить их. Блеск Марса в начале февраля около 1,3m, то есть он чуть уступает Антаресу (1,07m). Но через месяц блеск планеты немного превысит блеск звезды, а к концу марта станет уже заметно выше.

Таким образом, ситуация к началу марта на рассвете складывается такая: Марс, движущийся в феврале и марте по созвездиям Скорпиона, потом Стрельца, будет виден невысоко на юго-востоке; Венера, перемещающаяся из Стрельца в Козерог, к восходу Солнца только-только поднимется над горизонтом, а быстрый Меркурий, зашедший за светило, уже исчезнет. В конце марта перед рассветом хорошо виден лишь Марс. Венера едва различима в лучах зари прямо над самым горизонтом. В начале марта на западе еще можно видеть Юпитер, к концу месяца и он уже исчезает.

Теперь обратимся к Луне. Новолуние, как мы уже упоминали, приходится на 1 февраля. Но увидеть тонкий серпик можно будет лишь через пару дней. Он появится в созвездии Водолея, на западе сразу после захода Солнца. 3-4 февраля обратите внимание на красивый пепельный свет - слабое свечение неосвещенной части Луны. Это солнечный свет, отраженный от Земли.

9 февраля Луна окажется в созвездии Овна. В этот день будет уже освещена половина лунного диска - наступит фаза первой четверти (Ф=0,5). Вечером 12 февраля Луна (в фазе 0,7) окажется недалеко от Сатурна, примерно в 6о. В течение этой ночи можно наблюдать, как быстро уменьшается видимое расстояние между ними. К моменту захода Луны оно сократится до 2о.

Вечером 15 февраля почти полный диск Луны пройдет в 3,5о севернее Юпитера (в созвездие Рака). Следующая ночь - ночь полнолуния (Ф=1,0) - застанет ее в созвездии Льва, недалеко от его главной звезды Регул.

Вечером 23 февраля наступит первая четверть (Ф=0,5), однако Луна появится только под утро, уже в фазе 0,46. Через сутки ее можно будет видеть чуть севернее звезды Антарес (α Скорпиона), а еще через день - южнее Марса (Ф=0,34). В последующие ночи лунный серпик будет уже почти невозможно рассмотреть из-за очень низкого расположения его над горизонтом.

Очередное новолуние наступит 3 марта. 5 марта тоненький серпик можно видеть на границе созвездий Кита и Водолея. И вот весь извечный цикл, лишь с небольшими смещениями, повторяется вновь. Вечером 10 и 11 марта Луна в фазах, близких к 0,5, будет видна в созвездии Тельца (11-го рядом с Сатурном); 19 марта она будет в созвездии Девы, то есть восточнее, чем в предыдущий месяц. В эту же ночь наступит полнолуние. А 25 марта наступит последняя четверть. Луна проходит через созвездие Стрельца, значит, очень низко, поэтому ее тоненький серпик лишь чуть покажется над горизонтом.

Другие статьи из рубрики «Любителям астрономии»