Мая Рогашёва (г. Воскресенск).
Панарин
Имя Панаря, от которого образована фамилия Панарин, — народная форма канонического имени Аполлинарий. Заимствованное у древних римлян, имя это, в переводе с латинского означающее «принадлежащий Аполлону», включено в христианский именник в честь святого Аполлинария Равеннского, жившего в IX веке, память которого отмечается православной церковью 5 августа. Так, например, в грамоте 1594 года упоминается воронежский сын боярский Фёдор Панарин.
Синякин
В форме Синяка в обиходе употреблялось несколько разных крестильных имён, например, таких как Семён (каноническое Симеон: из древнееврейского «услышанный Богом»), Авксентий (греч. «растущий»), Арсений (греч. «мужественный») и Ксенофонт (греч. «чужестранец; человек, говорящий на другом языке»). Общей для них была уменьшительная форма Сеняка, а вариант Синяка возник из-за диалектных особенностей говора.
Старокуров
Интересная фамилия. Учитывая то, что она встречается главным образом на юго-востоке Московской области, наиболее вероятно её «географическое» происхождение. А именно — от названия сохранившегося в Ступинском районе села Старокурово. Историю происхождения названия этого села проследил известный топонимист Евгений Михайлович Поспелов, на протяжении многих лет возглавлявший Топонимическую комиссию Московского отделения Русского географического общества и составивший замечательный словарь «Географические названия Московской области» (М., 2007). По его данным, первые упоминания об этом селении относятся к 1577 году, причём название уже тогда записано как Старокурово, но исконным, как полагал учёный, было название Курово, а позднее и Старое Курово, возникшее как противопоставление основанному выходцами из него какому-то новому сельцу, первое время носившему название Новое Курово.
Впрочем, нельзя исключать и того, что основой фамилии, как и названия села, могло быть имя или прозвище Старокур (диалектологами не отмеченное) или же прозвище Старый Кур. Имя Кур употреблялось в качестве и крестильного и мирского. В первом случае Кур — старинная народная форма нескольких канонических христианских имён: Кир, Кирилл и Кириак, значение которых восходит к древнегреческому Kyrios — «господин, владыка». Во втором — повторяет диалектные названия петуха или индюка. В древних грамотах упоминаются: Михалко Кур, крестьянин Локотцкого погоста, 1495 г.; Кур Давыдов, крестьянин Бологовского погоста, 1495 г.; Кур Сидков, крестьянин Городенского погоста, 1500 г.; Иван Фёдоров сын Кур, гонец царский, 1605 г. В случае если один из его более молодых родственников или соседей тоже носил имя Кур, старшего могли прозвать Старым Куром.
Слонов
Известно, что слоном в русских говорах называли лося. Употреблялось это название и в качестве прозвища человека, который слоняется без дела. Впрочем, и название экзотического животного, которого мы называем слоном сегодня, также могло стать основой мирского имени Слон. Любопытно, каким было представление о слоне у русских людей, никогда его не видавших? В рукописи XV века сообщается, что слон, «егда хощет спати дубе ся въслонив спит», то есть, собственно, спит, прислонившись к дубу. Упоминания семейного прозвания встречаются уже в XVII веке: Андрей Микитин сын Слонов, шуйский посадский, 1678 г.
Но фамилия Слонов возникала и при иных обстоятельствах. Известно присвоение этой фамилии ученикам духовных семинарий. В духовенстве фамилии стали появляться сравнительно поздно и давались они зачастую администрациями этих учебных заведений по принципу, «чтобы было красиво». Отсюда же возникли, например, такие экзотические фамилии, как Барсов, Гиацинтов, Туберозов и др. В списках выпускников семинарий встречается и фамилия Слонов.
***
Меня заинтересовало происхождение фамилии Игошев. Мой прадед Иван Игошев проживал в уездном селе Аскино Уфимской губернии.
Василий Шерстобитов (г. Екатеринбург).
Игошев
В основе фамилии лежит имя Игоша — старинная уменьшительная форма трёх канонических крестильных имён: Игнатий, Георгий (образована от народной формы этого имени — Егор) и Игорь. Все три имени присутствуют в святцах. Большинство учёных солидарны с предположением о том, что имя Игнатий имеет латинское происхождение. Но одни исследователи переводят его как «неведомый, незнакомый» (от латинского ignotus), другие вкладывают в него поистине мистический смысл — «нерождённый»; многие учёные полагают, что оно переводится как «огненный», буквально — «рождённый в огне» или «рождённый огнём». Имя Георгий пришло на Русь из древнегреческого языка, в котором означало «земледелец» (в античной мифологии оно было эпитетом Зевса); а имя Игорь имеет скандинавское происхождение и возникло из сложения имени языческого божества Ингвио (бог изобилия) и основы варр («охранять»), то есть представляло собой целое словосочетание — «хранимый богом изобилия». В период существования Великого княжества Московского семейное прозвание Игошевы чаще всего встречалось в северо-восточных его областях: в Дозорной книге по г. Хлынову (Кирову) в 1615 году упоминается горожанин Игнашка Игошев; в других грамотах записаны: в 1696 г. — Гришка Игошев, крестьянин д. Опачевка (Пермские земли); в 1697 г. — Паршка Игошев, чердынец. Об этом же напоминают сохранившаяся до наших дней в Вологодской области деревня с названием Игошево и известная из грамот XVII века деревня Игошево на реке Чусовой: многие селения в старину получали названия по имени их владельца или основателя.
***
Фамилия моего отца — Башилкин. Он родился в 1905 году в станице Измайловской Терской губернии, погиб в 1943 году. Мне 75 лет, а такой фамилии больше не встречала.
Заранее благодарна, Людмила.
Башилкин
Фамилия действительно редкая. Но не единичная. На рубеже XIX—XX веков она была известна и в других землях, например в обеих столицах, в калужских землях. Значительно чаще встречаются две другие фамилии, восходящие к этому же источнику, — Башилов и Башилин. Прозвища Башило и Башила в старину были знакомы многим русским говорам и имели довольно широкий диапазон значений: от «шалун, озорник» до «хулиган». Судя по уменьшительной форме прозвища родоначальника вашего семейного прозвания — Башилка, несколько «смягчающей» подразумеваемое в прозвище осуждение, был он, скорее, озорником.