Путешествие по Бразилии — сплошные перелёты: из штата в штат, из города в город. Иначе и за месяц не познакомиться с этой бесконечно разнообразной страной. Собираясь в Бразилию, запланируйте полёт в Куритибу, город внешне не самый яркий, но особенный. Попытаюсь объяснить, почему.
Вы поселяетесь в многоэтажной гостинице в центре города, и из окна вам открывается вид на сквер. Спустившись вниз, отправляетесь на прогулку. Широкие, длинные улицы и узкие проулки, площади и пешеходные зоны — везде под ногами стильные мозаичные «ковры». И скверы, парки, скверы… В названии города, кстати, зашифровано «много араукарий»
(с языка местных индейцев Куритиба — «сосновое место»), ведь здесь распространена бразильская, или узколистная сосна — Araucaria angustifolia. И эти «ёлки» действительно на каждом шагу.
А вот и изюминка: длинные, вмещающие, говорят, под триста (!) человек, автобусы-гармошки подруливают к остановкам-трубам (по принципу петербургского или токийского метро) — дверь в дверь. Билет вы берёте на остановке — в этой самой прозрачной трубе.
Непривычно как-то. И чисто! Хотя проживают в городе без малого два миллиона человек, если вместе с сателлитами, то все три с половиной миллиона.
«В моём городе многое изменилось. У нас не осталось некрасивых мест», — подчёркивает в публичных выступлениях всемирно известный архитектор Жайме Лернер, в прошлом трёхкратный мэр Куритибы (в 1971—75, 1979—84 и 1989—92 годах), бывший затем губернатором штата Парана. И добавляет: «Любую лягушку можно превратить в принцессу, главное, чтобы её поцеловал принц!»
Когда его, тридцатичетырёхлетнего, выходца из польской Лодзи, дипломированного специалиста-градостроителя, впервые назначают мэром (на третий срок, кстати, он был уже избран), у города масса проблем. Но энергичный Лернер считает: «Город — это не проблема, город — это решение». И берётся за дело.
На создание пешеходной зоны в центре плотно застроенного, загазованного города он отводит… 48 часов — чтобы предприниматели, чей бизнес сконцентрирован на преобразуемых территориях, не успели подать на него в суд.
Преодолеть сопротивление бизнесменов и прочих обитателей центра он решает с помощью детей: пусть себе рисуют на асфальте, а помогут осуществить идею учителя. И они действительно выводят на улицы «полчища» школьников. Таким образом противник превращается в союзника: ведь юных художников, а также их приятелей и родителей — пока вокруг прокладывают коммуникации, создают новое освещение и т. д. — кому-то нужно кормить, охранять… Двух суток, чтобы по-новому обустроить центр, конечно, не хватило, но процесс, как говорится, «пошёл».
Теперь парки. Его любимый город должен стать самым зелёным в мире. На кого опереться? На жителей Куритибы. Однако мало парки разбить, их надо содержать. Опять дорого и не так уж экологично: уборка, бензин... И тогда вместо газонокосилок Лернер предлагает использовать овец. Подробности опускаем. И это ему удалось!
Дальше в повестке дня вопрос: как сделать Куритибу удобным городом? В понимании мэра, удобный значит компактный. Но что тут предложишь? Не ломать же сложившуюся планировку, всю, на корню!
Федеральное правительство выделяет городу деньги на строительство метро. Но Лернер не спешит, он анализирует: метро — это и долго, и дорого. Наземный общественный транспорт дешевле. Но лучше он лишь тогда, когда курсирует часто, остановка в пяти минутах ходьбы от дома и вам ничего не стоит заплатить за грошовый билет. А какой именно транспорт: троллейбус, автобус, трамвай? Тот, который запустится быстрее, обойдётся дешевле и сможет перевозить больше людей. Автобусные поезда! Им и отдают предпочтение. Заказ на производство сочленённых автобусов получает концерн «Вольво». Цены на билеты ощутимо снижают. Город покрывается сетью длинных маршрутов с частыми остановками — прозрачными, низкими модулями посередине улиц, удобными для всех, включая инвалидов. В результате большинство отказывается от личного транспорта для поездок по городу, оставив его для загородных вояжей.
«Секрет в том, чтобы не конкурировать за одно и то же пространство», — подводит итог бывший мэр.
И наконец, бич всех мегаполисов — мусор! Как вы думаете, Лернер решил эту задачу? Ликвидировал трущобы? Ну что вы! Как в сказке «Сливы за мусор», он стал его продавать или обменивать на проездные билеты и еду. Надо ли удивляться тому, что трущобы преобразились. А дальше…
«Мы начали учить детей сор-тировать мусор дома, — продолжает делиться опытом Жайме Лернер. — Всех детей во всех школах. И начиная с 1989 года Куритиба — на первом месте среди городов по уровню сортировки мусора».
Сегодня — когда Жайме Лернер больше не мэр — до 70% всего мусора в столице штата Парана сортируется силами граждан. Привычка!
…Мне довелось побывать в Бразилии в 2010 году. Как живёт эта большая страна и главный город её большого южного штата сегодня, не знаю. Да и какие выводы вправе делать турист на основании своих наблюдений? Не идеализируем ли мы подчас то, к чему за рубежом нам удаётся лишь прикоснуться?
Говорят, преемники Лернера на посту мэра подзапустили Куритибу и она уже не та, что была при нём. Что ж, это доказывает лишь одно: всё зависит от человека. От людей.
От нас с вами?